Абрамович и «Челси» — 10 лет
Десять лет назад, 2 июля 2003 года, я пришел на летучку к нам на «Эхо». Обсуждение текущих тем, расстановка приоритетов. Именно в этот день пришла новость о том, что Абрамович купил «Челси». Я уже не помню, какие новости сочли в тот день главными. Но у коллег не нашли понимания мои восклицания, что только что произошло историческое событие и что именно покупку Абрамовичем «Челси» и надо делать первой новостью. То есть они понимали, что случилось нечто неординарное, но не настолько, чтобы это вышло за рамки чисто спортивной сенсации. И слово «Челси» никому из тех, кто не интересуется спортом и футболом, не было у нас известно. Впрочем, и я тогда не предполагал, что это событие станет действительно историческим и даже нарицательным.
А еще я вспоминаю сегодня забавный сюжет из старого-престарого НТВ, из киселёвских «Итогов». Речь в сюжете шла о загадочном бизнесмене Абрамовиче, который каким-то образом стал вхож в ближний круг Ельцина. Тогда только-только начало входить (а может, еще и не вошло!) в обиход понятие «семья». Это было очень весело! Ни одной фотографии Абрамовича не было, кроме какой-то мятой, размытой, сделанной издали — где он сидел боком, наполовину закрытый кем-то. И по этому фото, а также словесным описаниям немногочисленных очевидцев какой-то художник на Арбате нарисовал портрет! И вот это, сказали нам, и есть загадочный Абрамович.
Да, вот времена были! Хотя Абрамович так и не стал с тех пор публичным человеком. Его фотографий нынче полно. Его жизнь больше не является одной сплошной загадкой. Мы знаем про его яхты, особняки и прочие богатства, про его бывших и нынешних жен, про его детей — и много чего еще. Он успел даже побывать губернатором целого региона! Но я не помню, как звучит его голос, и не уверен, что видел хоть одно интервью с ним. И не читал тоже. Вот такая всем известная знаменитость в тени.
Его имя стало нарицательным. И «Челси» тоже стал нарицательным. Абрамович стал символом огромного богатства, «нажитого нечестным путем», а его футбольный клуб — символом показного роскошества, безумного расходования средств на развлечения за границей, в то время как на родине «учителя, врачи и сироты»... Между тем, история с «Челси» очень занятная. И в политическом смысле, и в спортивном.
Вообще-то любовь Абрамовича к футболу для многих стала откровением. И уже потом стали появляться рассказы людей знающих, что этот вид спорта Роману Аркадичу очень интересен, и даже называли точную дату, когда и почему он решил твердо, что купит себе какой-нибудь знаменитый клуб. Более того, говорят, что он хотел построить такой клуб в России. Но в России строить оказалось во всех смыслах неудобно и невыгодно.
И он купил «Челси». И эта покупка открыла Абрамовичу путь в высший свет. Он фактически стал первым русским знаменитым богачом в мире. И это, кстати, хороший ответ на вопрос, для чего тратить сотни миллионов на игрушку, которая не принесет ничего, кроме вот этих миллионных трат. Свой клуб — это пропуск в высшее общество. Можно быть намного богаче и потратить намного больше на металлургические заводы или телекоммуникационные холдинги — и не завоевать известности за пределами бизнес-сообщества и круга читателей журнала «Форбс». А футбол любят везде, за ним следят повсюду. Так что Абрамович, можно сказать, даже сэкономил.
Он открыл миру русских олигархов и сказал новое слово в мировом спорте, между прочим. Богатые люди и прежде много тратили на спорт, но делали это у себя дома. Именно Абрамович подал пример и русским, и арабским, и прочим заграничным инвесторам, начавшим экспансию в другие страны. И теперь в мировом футболе совершенно нормальным явлением стали не только команды, состоящие сплошь из легионеров и под руководством иностранных тренеров, но и владельцами которых являются богатые иностранцы. Глобализация и космополитизм, так сказать.
Занятно, что Абрамовича по поводу и без попрекали этим «Челси» даже в спортивном мире. Хотя он без помпы и шума поддерживал в России и футбольные команды, и хоккейные. На его деньги существовала лучшая в стране юношеская футбольная академия. На его деньги неистовый Мутко клал сотни футбольных полей по всей стране. Деньгами Абрамовича платили зарплату Гусу Хиддинку. Но этот «Челси» как приклеился к Роману Аркадьевичу, так уже и не отлипал. И словно не было ничего, кроме «Челси». Такова сила символов. Такова мощь стереотипов и длина шлейфа репутации.
За десять лет Абрамович потратил на «Челси» два миллиарда фунтов, понес убытков почти на семьсот миллионов фунтов. Но его команда выиграла все какие только можно кубки. И сбылась мечта Абрамовича выиграть главный из них — Лигу чемпионов. Не такая высокая цена за сбычу мечт. 700 миллионов может стоить и все та же металлургическая компания, которая не принесет ни такой известности, ни такого удовольствия. А геморроя и растрат может принести еще больше.
Но покупка «Челси» была и политическим ходом. Хотя об этом говорят незаслуженно мало. Абрамович купил не только футбольный клуб. И не только пропуск в высший европейский свет. Он купил себе некоторую страховку. 10 лет назад олигархам на Руси стало неспокойно. Государство решило хорошенько перетряхнуть колоду. Объяснить всем новые правила игры. «Семейные» задвигались питерскими, «озерными» и чекистами. Некоторые особо бойкие олигархи как раз попали в узилища, чтобы последующие десять лет провести отнюдь не на яхтах и в ложах лондонских стадионов, а в отдаленных уголках Родины, пошивая теплые рукавицы. Абрамович был в группе риска. Но как только он стал мировой знаменитостью, разобраться с ним стало не то чтобы невозможно, но уже и не так легко. И уж точно невозможно без ненужной международной шумихи. Ведь был он уже не просто очень богатым, но никому не известным на Западе нуворишем, а уважаемым хозяином респектабельного клуба. А это отнюдь не одно и то же. Не хочу сказать, что это решающим образом повлияло на судьбу Романа Аркадьевича, но вкупе с его умением делать правильные ходы по коридорам власти и не делать неправильных — безусловно, сказалось.
А болельщики «Челси», кстати, Абрамовича любят. За десять лет в жизни команды были не только светлые моменты. Были и поражения, и неприятные скандалы. Но фанаты винили всех, кроме хозяина. Ведь благодаря ему сбылись и их мечты. Которые без него не сбылись бы, возможно, никогда.
А еще Абрамовича любят чукчи. Вспоминаю другой энтэвэшный репортаж. По-моему, еще у Парфенова. Там какого-то оленевода спросили: что значит для Чукотки Абрамович? И этот оленевод, подумав, ответил: «Он для нас как… как… как ''Битлз''!».
Фото ИТАР-ТАСС/ Виталий Белоусов