КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииСтранная история мистера Сноудена

ИТАР-ТАСС
История, приключившаяся с Эдвардом Сноуденом, была более или менее понятна, пока он не вылетел в Москву. Было ясно, что он сотрудник АНБ, что он выдал прессе весьма секретные сведения своей секретной службы, что американское правительство мечтает засадить его далеко и надолго, а сам Сноуден от встреч с американским правосудием всячески уклоняется.

 

История не сказать, что обычная, но понятная. Независимо от того, какими мотивами руководствовался Сноуден, раскрытая им информация для общества весьма существенна. Сам факт того, что государственные службы США имеют несанкционированный доступ к частной жизни американских граждан, многих может заставить задуматься о целесообразности обмена свободы на безопасность.

 

Понятно и то, что Сноуден, не желая сидеть в тюрьме, а тем более на электрическом стуле, лихорадочно ищет политическое убежище в других странах. Драма этого правдоискателя состоит в том, что спастись от США можно только в странах, где нарушения прав человека стали повседневной практикой.

 

Сноуден оказался дорогим товаром, завладеть которым и хочется, и колется. Хочется посидеть на мешке с секретами сверхдержавы, а колется потому, что сама сверхдержава высказывает самые недвусмысленные угрозы в адрес любителей чужих секретов. С коммунистическим Китаем у Сноудена отношения не сложились. Прожив месяц в Гонконге, он ринулся в Россию. С 23 июня он находится в аэропорту Шереметьево в Москве.

 

С этого момента все стало непонятно. Путаницу и неразбериху порождают безответственные заявления политиков и основанные на них сообщения легковерных СМИ. Сообщалось, что из Москвы Сноуден должен был вылететь на самолете в Гавану, а оттуда в Венесуэлу, но самолет на Кубу улетел без него. До сих пор утверждается, что Сноуден находится в транзитной зоне терминала «F» московского аэропорта Шереметьево. Сообщалось, что он живет в «капсульном отеле» в транзитной зоне. Между тем, никто из журналистов, наводнивших терминал, его там так и не увидел. Сотрудники «Аэрофлота» подтверждают, что Сноудена там нет. К слову сказать, «капсульного отеля» в терминале «F» тоже нет; он есть в другом терминале — «Е». Впрочем, проход из одного терминала в другой по транзитной зоне совершенно свободный.

 

В ответ на настоятельные просьбы американцев выдать Сноудена российские власти утверждали, что не могут этого сделать, поскольку он на территорию России не въехал, имея в виду, что он не проходил через паспортный контроль. Сложилось даже впечатление, что транзитная зона аэропорта Шереметьево не находится под российской юрисдикцией. То есть, например, силы НАТО могут спокойно разместиться в «ничейной» зоне и никто не посмеет их там потревожить.

 

Для затянувшегося дебрифинга нужно было найти какие-то причины, и тогда родилась не самая лучшая идея объяснить вынужденное присутствие Сноудена в России отсутствием у него паспорта, из-за чего он якобы не может купить билет в Эквадор или другую страну. Американские власти действительно аннулировали его паспорт, но он подлинный и личность Сноудена удостоверяет. Вписал данные в заявку на билет — и никаких проблем. Паспорт может понадобиться при регистрации и посадке в самолет, но это зона ответственности авиакомпании, которой летит пассажир, а не российских властей или «Аэрофлота». Стойки регистрации, кстати, есть в Шереметьево и в транзитной зоне. При желании авиакомпания может посадить Сноудена на свой борт, не нарушая при этом никаких правил. 

 

Проблема только в одном — в отсутствии желания. Даже крикливо антиамериканский Эквадор дал задний ход, объявив ранее выданный Сноудену паспорт беженца недействительным и «согласившийся» рассматривать просьбу Сноудена об убежище, только если проситель самолично явится на территорию страны. Тем не менее, Сноуден поблагодарил правительство Эквадора за содействие, хотя одновременно с этим, как сообщает газета «Лос-Анджелес таймс», попросил убежище еще в 15 странах.

 

Чем закончится вся эта эпопея, пока совершенно непонятно. Сноудену будет трудно найти приличную страну, которая предоставит ему убежище. Он может неопределенно долго оставаться в транзитной зоне аэропорта Шереметьево. Служащие «Аэрофлота» рассказывают, что некий бомж прожил таким образом в транзитной зоне несколько лет. Его подкармливал сердобольный персонал аэропорта, пока после многочисленных согласований его не взял к себе приют в небольшом провинциальном городке России.

 

Наверное, у Сноудена все-таки есть возможность укрыться в одной из стран «оси зла». Но стоило ли защищать права американских граждан, чтобы потом бежать и просить защиты у подлинно тоталитарного режима?  Такое бегство окончательно обесценит возвышенные мотивы, которыми Сноуден объяснял свой поступок. В его ситуации, как и во всех подобных случаях, остается тяжелая, но единственно верная позиция — противостоять несправедливости открыто, не пытаясь ускользнуть что от произвола, что от правосудия.

 

Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Бобылев


Версия для печати