В кольце братских славянских народов…
Итак, все, кому не безразлична судьба нашей великой Родины, должны ясно понимать – круг фактически замкнулся! На востоке хищно прищурился Китай, на южных рубежах затаилась вражеская Грузия, которая только и ждет, чтобы аннексировать нашу исконную Абхазию с разными Осетиями, на юго-западе Украина рвется в Европу, положив с прибором на интересы метрополии, а на западе Батька начал брать заложников из представителей генералов российского бизнеса. Остались только дружественные среднеазиатские республики, Монголия и Финляндия… Все. Больше опереться не на кого… Впрочем, переориентация друзей во врагов проходила не в одночасье, но окончательная картина, пожалуй, сформировалась только на уходящей неделе.
Не сегодня сказано – нет у Путина в арсенале средств, с помощью которых он может набросить узду на совсем уже слетевшего с катушек белорусского диктатора. Все-таки это уже совсем экзотическая мера – взять и просто посадить в тюрьму многолетнего бизнес-партнера, который отказывается плясать под твою дудку. Я сейчас даже не хочу вдаваться в детали экономических разногласий, которые возникли у владельца «Уралкалия» Сулеймана Керимова с белорусским руководством. Я даже готов принять версию белорусской стороны – Керимов специально обрушил мировой рынок калийных удобрений, чтобы резко снизить капитализацию белорусской компании, чтобы, в свою очередь, потом прибрать ее к рукам с наименьшими издержками. Не за тридцать миллиардов долларов, как того требовал Александр Лукашенко – цена, конечно, абсурдная. В Белоруссии с ее фиктивным ВВП и социалистической экономикой нет ничего, что бы стоило тридцать миллиардов долларов – а, скажем, за пятнадцать. (Такая цена в свое время предлагалась за «Беларуськалий».) Ну, так что же с того? Это разве достаточный повод, чтобы арестовать топ-менеджера компании, зарегистрированной в дружественной стране, который к тому же был в Белоруссии фактически в гостях. Да не просто в гостях, а по приглашению премьер-министра Мясниковича, с которым провел переговоры за несколько часов до ареста. А много ли найдется теперь в России компаний, которые согласятся иметь дело с соседом, прибегающим к чисто бандитским методам ведения дел? Подозреваю, что не очень много. Впрочем, не будем забывать, что привычку брать в заложники оппонентов Александр Лукашенко позаимствовал именно у Владимира Путина, который давно и успешно практикует именно такой способ решения конфликтов и такую форму мести предпочитает любой другой. А Лукашенко сегодня именно мстит.
Тут еще важно отметить, что «Уралкалий» – в чистом виде «семейное» предприятие со стародавних времен, председателем совета директоров которого по сей день является не кто-нибудь, а сам Александр Стальевич Волошин – чуть ли не главный архитектор и конструктор всей путинской политической системы. То есть захват в Минске гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера – это не удар по прямым интересам Сулеймана Керимова. Это – вызов лично Владимиру Путину.
Чем же ответит наш батька ихнему? Вроде бы запрет на ввоз молочных продуктов и ограничение поставок нефти (впрочем, пока не очень существенное) – вполне серьезные меры для балансирующей на краю пропасти белорусской экономики. Но в том-то и прелесть тоталитарных режимов, что экономические санкции против них могут быть действенны только, если те дошли уже до последней черты и вот-вот опрокинутся в народные волнения и голодные бунты. То есть когда возникает реальная внутренняя угроза режиму. Но в Белоруссии так вопрос пока не стоит. А значит Лукашенко в очередной раз призовет своих затравленных и зашуганных соотечественников потуже затянуть пояса, запастись бульбой и направить всю свою крестьянскую ненависть против алчных соседей, которые только и ждут, чтобы прибрать к рукам их прекрасную республику.
Словом, в контексте всего вышесказанного перспективы несчастного Баумгертнера представляются мне пока весьма плачевными. Воевать за него всерьез Путин не станет, да и Керимов пятнадцать миллиардов долларов не отдаст.
Но измена подкараулила нас и на соседнем направлении российской внешней политики. И я говорю вовсе не про анонсированный удар по Сирии. Переговоры России и Украины по вхождению последней в Таможенный союз фактически закончились провалом. Что, собственно, уже признала и сама российская сторона в лице своего первого вице-премьера Игоря Шувалова. А почему Украина не хочет дальше интегрироваться в структуры, создаваемые и контролируемые Россией? А потому что, несмотря на пророссийскую (вроде бы) «Партию регионов», несмотря на всех своих дружественных (вроде бы) януковичей, она совершенно и недвусмысленно декларирует стремление со временем влиться в дружную семью европейских народов. А это несовместимые направления. То есть либо сюда – либо туда. Вот Украина хочет туда. Странно, да?