КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииТрудные подростки

29 ИЮНЯ 2005 г. АНТОН ОРЕХЪ
vasa.abo.fi
Опять у нас нет границы с Эстонией. «Саатсеский сапог» все еще на ноге, и когда выйдет из моды — неведомо. Большие политики что большие дети или трудные подростки. Бунтарский дух и дух противоречия в них сильнее здравого смысла, они делают наоборот только потому, что на зло.

Эстония прекрасно понимала, что Россия не смирится ни с какими ссылками на оккупацию 1940 года, поскольку не признает самого факта оккупации. То есть сперва требовалось потратить долгие годы и перелопатить тонны словесной руды, разбираясь с пактом Молотова-Риббентропа, а потом только подписывать что-то. Эстонцы знали, что России не понравятся и ссылки на Тартуский мир. И они решили схитрить: сначала подписать, а потом вернуться к теме и дополнить ее новыми соображениями. Типичный подростковый подход — выслушать, а потом нахулиганить.

Эстония должна бы всё обговорить заранее, а уже потом подписывать и ратифицировать, но поступила наоборот и поступила глупо. Но ей позарез требовался этот договор, потому что нельзя быть членом Евросоюза, имея неопределенные границы и вроде как территориальный спор. Хотя спора никакого и нет! Но об этом ниже.
Россия прекрасно жила без договора и прекрасно без него проживет. Нас это никак не ущемляет: «Саатсеский сапог» мешает в первую очередь той стороне. Да и в Евросоюзе нас не ждут, и границы наши могут быть с этой точки зрения сколь угодно размытыми. Но с точки зрения того же здравого смысла лучше бы уже наконец определиться и снять проблемы. Просто потому, что всякий не решенный вопрос в отношениях с теми же прибалтами — это очередной разговор об оккупации с их стороны и гневная отповедь с нашей: мол, мы вам заводы, фабрики, порты и атомные станции построили, превратив из отсталых аграрных карликов в современные европейские государства. Разговор лукавый и бессмысленный.

Да и не только с прибалтами. Почти со всеми нашими бывшим собратьями, а ныне соседями у нас те или иные проблемы, и большинство из них тянется из прошлого, которое используется, конечно, как предлог. С обеих сторон. Чем меньше вопросов, тем меньше предлогов. Это вообще довольно бессмысленное занятие — капание в прошлом. Если оно нужно для того, чтобы извлечь из него какие-то полезные уроки — одно дело. Только ведь уроки извлекать никто не собирается. Прошлое нужно исключительно для того, чтобы напакостить соседу. Чаще даже без всякой практической цели типа добиться от него неких моральных или материальных выгод или затруднить ему международную интеграцию. Нет — просто для того, чтобы позлить, подразнить. Типичное подростковое поведение.

Давно пора уже по обе стороны неутвержденных границ успокоиться и прийти к нулевому варианту. Не предъявлять претензий, не требовать извинений и компенсаций, а принять ситуацию такой, какая она сложилась на данный момент. Тем более что как раз с практической точки зрения, как я понимаю, Россия и Эстония подписали хорошее соглашение.

Это и есть главное. Соседние страны должны жить не в прошлом, а как-то устраивать свое будущее. И не с морально-этических, а с вполне практических позиций. Без определенных границ делать это трудно. И если разногласий по существу нет, значит, надо подписывать и ратифицировать. А с Молотовым и Риббентропом пусть разбираются историки.

Поймите меня правильно. В нашем общем прошлом столько всякого было, что, дотошно разбирая каждую коллизию, мы погрязнем в спорах и противоречиях, в обидах и претензиях. Репрессированных не оживить, имущество не восстановить, назад ничего не вернуть. Вот мне, например, неприятно, что Крым входит в состав Украины, а не России. Хрущев подарил землякам полуостров с какой-то радости, а мы должны с этим мириться? Так вот я скажу вам: да, должны!

Иначе война! А если не война, то десятки лет вражды. Кому от этого лучше? Стоит ли Крым таких геморроев, тем более что назад его не получить в любом случае? Вот и всё. Политикам пора наконец повзрослеть и начать принимать взрослые решения. И перейти от бесконечных словопрений к не столь громким, но полезным делам. А России и Эстонии снова надо вступить в переговоры, чтобы убедиться в том, что по сути обсуждать нечего.
Версия для печати