Ходорковский взбивает масло
Ходорковский голодает. Или не голодает? Скажу вам честно, это не важно. Умереть с голоду Михал Борисычу не дадут. Так же, как не дадут ему избраться в Думу. Процесс питания, так же как и процесс волеизъявления, полностью контролируется. Тюремным начальством или начальством иным, более могущественным. Главное, что контролируется. Как телевизор, к которому прилагается пульт. На экране могут стрелять из всех видов оружия, орать как резаные, но стоит вам убавить звук или убрать его вовсе – и ни стрельбы, ни криков никто не услышит.
Наша жизнь – тот же телевизор с пультом: прибавили, убавили, переключили канал – и вообще никаких Ходорковских нет. И, в общем, все это понимают. С этим можно смириться. С этим можно не смириться и бороться, вспоминая притчу про двух лягушек, бултыхающихся в молоке: одна утонула, а другая взбила молоко в масло.
Ходорковский взбивает масло. Он не глупый человек и понимает, что спектакль, в котором участвует, при всей лихости сюжета и внутреннем драматизме не может быть вечным хитом. Скоро он неизбежно сойдет с афиш. Это удивительное свойство человеческой памяти и общественного сознания. Сенсация, трагедия, чудовищная драма, что бы там ни было – всё не надолго. Кажется, что на твоих глазах делается история, творится нечто такое, чего тебе никогда не забыть. Но проходит время, и выясняется, что никто ничего уже и не помнит и то, что будоражило ум и сердце когда-то, нынче оставляет нас равнодушными.
Вместо того чтобы узнавать отношение к путчу 1991 года, вы лучше просто спросите у людей, в чем там была суть, из-за чего весь сыр-бор. И вы ужаснетесь! Половина ни за что не скажет, кто и за что тогда сражался, кто был путчистом, кто наоборот и чем они отличались друг от друга. Или вот трагедия "Курска". Не помнят люди, когда она была. То ли в 2000-м, то ли в 2002, то ли еще когда-то.
И с Ходорковским то же самое. Этот нелепый суд, это дурацкий приговор – всё казалось нереальным, казалось каким-то недоразумением, которое исправится, потому что столько миллионов людей смотрит и неудобно же откровенно шить белыми нитками, неловко. Ловко. Надо только немного подождать – и всё уляжется, все привыкнут, забудут. Так вот, Ходорковский это прекрасно понимает, ведь не кому-то другому, а именно ему придется отсидеть девять лет. А ну как прокуроры пришьют ему и еще чего-нибудь – и тогда уже не девять, а одному Богу известно сколько лет проведет он в заточении. И к концу этого срока о том, кто такой МБХ, будут помнить единицы. Да, собственно, не к концу, а гораздо раньше.
Забвение засасывает человека, как болото. И вот Ходорковский взбивает масло. Благо, человек он предприимчивый, не привыкший сидеть без дела месяцами. Пишет статьи, голодает, баллотируется. Повторю еще раз: никакой он не либерал, никакой он не лидер ни правых, ни левых. И никаких откровений в его статьях нет, и прогнозы его не сбудутся, хотя бы просто потому, что всякие политические прогнозы – всякие! – в России не состоятельны. Прогнозировать можно в прогнозируемой стране, а Россия никогда не была прогнозируемой, и, увидев чей-то очередной прогноз, вы можете быть уверенными только в одном:именно так, как здесь сказано, не будет точно.
Ходорковский – хороший мужик, он отличный предприниматель, в какой-то момент осознавший все выгоды относительно честного бизнеса даже в России. Но он так и не понял, что у нас небогатый, зато обладающий властью чиновник всегда будет на порядок круче миллиардера, подобной власти не имеющего. Хотя черт его знает. Может, как раз это и понял Михал Борисыч и решил скрестить одно с другим. Приятное с полезным, богатое со здоровым. И мстят Ходорковскому именно за это. Чтоб не лез, чтоб не понимал о себе слишком много. У тебя же есть деньги, чего тебе еще надо? Да и просто нагадить умному и богатому человеку – большое удовольствие.
Ходорковский превратился в жупел. Чтобы все видели и чтобы поняли раз и навсегда. В ближайшее время повторить его путь вряд ли найдутся желающие. Но он уже отыгранный материал. Как и те, кто его поддерживает, выдвигает, создает фан-клубы. Вы обратите внимание: с правыми никто больше не заигрывает, с ними не борются, не применяют черные технологии. Госканалы почти перестали говорить о них что-либо. Правые партии встали вровень с партией любителей пива, только любители пива от своего дуракаваляния хотя бы кайф ловят, а либералы всё делают на полном серьёзе и впали уже в совершенную тоску. Про них забывают и безо всякой многолетней тюрьмы, они и на свободе не нужны никому, как тот неуловимый Джо. И они выдвигают Ходорковского в Думу, прекрасно понимая полную бессмысленность этой затеи, и создают какой-то комитет и зорко смотрят, кто поддержал идею, а кто отмалчивается. Демократы тоже попали в кувшин с молоком, они тоже взбивают масло.