НОВОСТИ

Где мы, а где Европа

В РГГУ началась конференция «Религия и образование: российский и международный опыт». Конференцию проводит Центр изучения религий РГГУ под руководством Н. Шабурова и Университет Бригэма Янга (США). Тема преподавания религии в школе, как выясняется, вызывает споры не только в России. Что лучше преподавать: основы религии или религиоведение, можно ли их совмещать и как избежать в случае совмещения дополнительной индоктринации, то есть как уберечь детей одной веры от соблазна веры другой? В Русской православной церкви, которую на конференции представлял зампредседателя ОВЦС МП прот. Всеволод Чаплин, считают, что уроки религии и религиоведения для этого «должны быть разнесены». Ведь для последовательно верующего человека главное — верность истине. Поэтому «знание, не предполагающее разделения на истину и ложь, не должно преподаваться верующему человеку», — сказал о. Всеволод. Отец Всеволод готов допустить в школу даже свидетелей Иеговы (ведь все зарегистрированные религиозные группы имеют равные права перед законом), но только не религиоведение. А вот российское религиоведческое сообщество (то, которое не стоит за запрет в школе любых вероучительных предметов) не видит здесь опасности и вполне допускает параллельное катехизации преподавание знаний о религиях.

В Европе для регулирования подобных вопросов создан солидный документ. Совет экспертов Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ разработал «Толедские руководящие принципы по обучению вопросам религии и убеждений в государственной школе». На конференции документ представили сопредседатель экспертного совета профессор Кол Дурэм (США), профессор Миланского университета Сильвио Феррари и директор Центра исследований Холокоста Ягеллонского университета (Польша) Иоланта Амброзиевич-Джэкобс. Толедские принципы признают возможность изучения религиозной традиции в школе как изнутри, так и извне, исходя из того, что уважение и внимание к «чужому» совсем не означает забвения «своего». Более того, они советуют избегать представления «своей» традиции как эксклюзивной и, уж тем более, как противостоящей другим традициям. Такое отношение к убеждениям человека должно привить школьникам уважение к моральным ценностям, помочь ему понять мир в его разнообразии и развивать диалог с себе подобными, считают разработчики документа.

Конференция продолжится завтра, на утреннем заседании будет обсуждаться уже непосредственно содержание образовательных программ, посвященных вопросам религии, а после обеда состоится круглый стол «Перспективы и проблемы применения международных стандартов».

Версия для печати