Деньги за ЕГЭ
Представители ряда регионов предлагают установить зависимость между зарплатами учителей и успеваемостью учеников. В первую очередь, речь идет о результатах ЕГЭ, но и о внутренних тестах тоже. Эти предложения были сделаны в рамках эксперимента по введению новой системы оплаты труда, начавшегося 1 сентября прошлого года. Идея этой новой системы в том, чтобы начислять зарплату не просто за количество часов, но и за проверку тетрадей, работу с отстающими, подготовку к занятиям. Кроме того, школьный совет может принять решение о начислении так называемой стимулирующей надбавки. Критериями здесь могут быть классное руководство, число пропусков учениками занятий, число жалоб от родителей и собственно оценки учеников. Промежуточные результаты эксперимента были подведены на заседании в Министерстве образования и науки, где и было заявлено о планах по привязыванию зарплаты учителей к результатам ЕГЭ и внутренних тестов, пишет «Газета». Губернатор Псковской области Михаил Кузнецов, выступивший на заседании, заявил, что категории некоторых педагогов по этим показателям могут быть понижены. Он предложил, чтобы учителя каждые два года подтверждали свои категории. Но он отметил, что для введения новой системы нужно новое положение о порядке аттестации педагогических кадров. Кроме того, губернатор жалуется, что «педагоги не готовы к тому, чтобы их работу контролировали». Опасность, понятное дело, не столько в контроле над работой преподавателей, сколько в возможности понижения зарплаты.
Впрочем, другой докладчик, ректор института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, предложил оценивать работу педагогов не только по результатам тестов. Он считает, что на каждого ребенка надо создать портфолио, где большая роль будет отводиться участию в разных школьных проектах, а также тому, чем ученик занимается вне школы (не совсем, впрочем, понятно, при чем здесь учитель). Идея в том, что в задачу педагога входит «не только дать ребенку определенный набор знаний по своему предмету, но и сформировать из ученика социально значимую личность». Оценивать ученика по этим параметрам должны эксперты и представители общественности.