Забудьте о территориальной целостности
Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил 14 августа, что о разговорах про территориальную целостность Грузии «можно позабыть». Похоже, это первое подобное заявление официальной России, если не считать позиций Владимира Жириновского и Геннадия Зюганова, которые с самого начала конфликта говорили о необходимости признания независимости Южной Осетии и Абхазии. Президент Дмитрий Медведев доселе высказывался более аккуратно: на совместном выступлении с французским президентом Николя Саркози он сказал, что вопрос о территориальной целостности Грузии должны решать осетины и абхазцы с учетом собственной истории.
Теперь же Лавров высказался недвусмысленным образом: сейчас территориальная целостность Грузии ограничена, а если конфликт в Южной Осетии будет развиваться и дальше, то о целостности можно забыть. «Заставить Южную Осетию и Абхазию согласиться с такой логикой, что их можно силой вернуть в грузинское государство, думаю, невозможно». Характерно слово «вернуть» – оно фактически означает, что, по мнению министра, до конфликта обе непризнанные республики были независимы. «Де-факто сложилась такая ситуация, когда ни югоосетины, ни абхазы просто не хотят жить вместе в одном государстве с человеком, который направляет на них свои войска», — сказал министр. Он добавил, что разрешить грузино-осетинский конфликт можно только "через поиск обоюдоприемлемых путей". Правда, в ситуации, когда Россия фактически заняла позицию, Грузию категорически не устраивающую, непонятно, о каких обоюдоприемлемых путях может идти речь.
Медведев 14 августа сделал более сильное заявление, чем предшествовавшее. На встрече с президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты и президентом Абхазии Сергеем Багапшем он сказал: «Позиция России неизменна: мы поддержим любое решение, которое примут народы Южной Осетии и Абхазии в соответствии с Уставом ООН, Международной конвенцией 1966 года и Хельсинкским актом о безопасности и сотрудничестве в Европе».
Действительно, сложно предположить, что Южная Осетия и Абхазия в нынешних обстоятельствах самостоятельно примут решение остаться в составе Грузии. Кокойты и Багапш настроены крайне решительно. Они уже обращались к международному сообществу с призывом признать их независимость. Абхазия 13 августа рапортовала о вытеснении грузинских формирований из Кодорского ущелья. Багапш ранее говорил, что вообще любые переговоры с Грузией возможны только при условии признания независимости Абхазии. (Вспомним и то, что обе республики проводили референдумы, на которых большинство граждан высказалось об обособлении от Грузии.) Багапш также сказал, что республика поддержит все начинания России. 14 августа Багапш сказал, что никаких переговоров с Грузией он вести не будет и ни одна сила не остановит движение республики к независимости. А Кокойты сказал, что двух уже прошедших референдумов вполне достаточно, чтобы понять, что Южная Осетия хочет независимости, и третий власти проводить не собираются.
Впрочем, заместитель секретаря президиума генсовета "Единой России" Юрий Шувалов сказал, что Дума не будет спешить с признанием независимости двух республик, а подождет международного признания этих территорий. Для этого было бы хорошо созвать международную конференцию, добавил он.
На встрече с Медведевым лидеры непризнанных республик подписали план, подготовленный Саркози и Медведевым и уже подписанный президентами России и Грузии. Правда, с того времени, как документ побывал в руках у Саакашвили, последний пункт в нем стал звучать иначе. Если раньше в нем шла речь о «начале международного обсуждения о вопросах будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности», то теперь там говорится о «предоставлении Абхазии и Южной Осетии международных гарантий безопасности и стабильности». Отметим, что вопрос о территориальной целостности Грузии в плане прямым текстом вообще не затронут.