Другая автомобильная Россия
Владивосток 20 и 21 декабря вновь стал центром протеста, связанного с планом российского правительства повысить таможенные пошлины на иномарки. В эти дни на центральной площади города собирались местные жители, возмущенные решением правительства – в Приморье более 90% машин – иномарки, преимущественно японского производства, и их продажа, доставка и обслуживание – основные источники дохода населения.
Обе акции были мирными – 21 декабря собравшиеся даже водили хоровод вокруг новогодней елки – однако милиция при активной поддержке специально присланного подмосковного ОМОНа «Зубр» довольно жестко разогнала их, в особенности 21 декабря, когда ОМОН не гнушался избивать тех, кто сопротивлялся ее действиям, в том числе, как сообщает «Комсомольская правда», дубинками по голове. По официальным данным, 20 декабря были задержаны 26 человек, 21 декабря – 35 человек, по неофициальным, только 21 декабря – несколько сот. Сайт VL.ru пишет, что хватали даже тех, кто прогуливался с детьми в центре, не говоря уж о журналистах. Милиция была переведена на усиленный режим несения службы еще 19 декабря.
Более 70 участников акции на своих машинах попытались собраться в колонну на окраине города у остановки «Заря», но наряды ГИБДД рассеяли колонну, передает РИА «Новости».Против повышения пошлин выступил и Хабаровск, здесь все прошло более организованно и цивилизованно: на пикет, санкционированный местными властями, явились более двух тысяч человек, и милиция не вмешивалась. Участники акции организовали сбор подписей под обращением к президенту России с требованием отменить пошлины, а также снизить цены на бензин, ввести мораторий на повышение тарифов ЖКХ и энергоносителей и даже провести референдум о недоверии правительству. Кроме того, на специально купленных и привезенных на привокзальную площадь на эвакуаторе «жигулях» собравшиеся оставили послания премьер-министру Владимиру Путину. Было решено отдать ее в местное отделение «Единой России», и все поехали к офису, однако на зов «выходи» и даже крики «Путина в отставку» никто не вышел.
В Южно-Сахалинске автомобилисты собрались около автоцентра «Лада». По разным подсчетам, их было от 800 до тысячи человек. Здесь тоже собирали подписи против повышения пошлин и за снижение цен на топливо. Затем большинство собравшихся направилось к зданию местной администрации, где им удалось даже побеседовать с вице-мэром Владиславом Руковцом. Они узнали, что Руковец ездит на японской машине, но считает, что надо поддерживать отечественный автопром.В Москве на Болотной площади тоже прошла акция автомобилистов. После митинга планировался массовый выезд на Садовое кольцо со стикерами, желтыми ленточками и включенной аварийной сигнализацией – по словам одного из участников митинга, таких машин было замечено всего около ста. Аналогичные акции прошли в Санкт-Петербурге, Абакане, Астрахани, Барнауле, Белгороде, Благовещенске, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Калининграде, Калуге, Кемерове, Кирове, Краснодаре, Красноярске, Магадане, Нерюнгри, Новокузнецке, Новороссийске, Новосибирске, Обнинске, Омске, Тамбове, Томске, Туле, Тюмени, Улан-Удэ, Челябинске и Чите. В Петербурге, несмотря на официальные согласования, Пионерская площадь у Театра юного зрителя была оцеплена ротой солдат внутренних войск, а на соседних улицах были припаркованы грузовики с ОМОНом, парковка частных автомобилей была запрещена, и припаркованные машины увозили на эвакуаторах. Возмущенные автовладельцы присоединялись к митингу, поскольку знаков, запрещающих парковку, на этих улицах не было, отмечает «Росбалт».
Постановление о повышении таможенных пошлин на иномарки должно вступить в силу 12 января 2009 года.
«Единая Россия» еще за несколько дней до акций была готова изучить, по словам спикера Дума Бориса Грызлова, «вопросы, поставленные участниками протестных акций». Он даже отправил во Владивосток своего заместителя Владимира Пехтина, который 19 декабря заявлял, что срок вступления в силу постановления можно перенести на середину 2009 года, «ведь на первое полугодие 2009 года уже заключены контракты о поставке японских иномарок, затрачены финансовые средства». Однако после этого Путин дал понять, что правительство будет стоять на своем, а населению следует пользоваться отечественным автопромом, и ЕР сдала назад. Тот же Пехтин, вернувшись из Приморья, сказал: «Постановление отменять не будем. Его быстро приняли, потому что времени нет. Кризис развивается слишком стремительно».