Последняя надежда школы
На сайте www.zavuch.info опубликовано открытое письмо учителей городских и сельских школ премьеру Владимиру Путину. Примечательно, что, согласно тексту письма, к президенту учителя уже обращались, но не были услышаны.
В первую очередь, преподаватели жалуются на новую систему оплаты их труда, согласно которой зарплата учителя с начала учебного года рассчитывается не за количество часов, а за количество учеников в классе. В результате нагрузка у учителей увеличилась в среднем на 4–6 академических часов в неделю, а зарплата снизилась на 1–3 тысячи рублей. В среднем, школьный учитель в России получает около 8 тысяч рублей в месяц. Особенно от этой новой схемы страдают учителя сельских школ, где и так учится мало детей. Кроме того, как пишут авторы письма, «система начисления стимулирующей части заработной платы, не имеющая общей для всех четкой и прозрачной формулы расчета, в ряде случаев стала почвой для злоупотреблений и сведения счетов в коллективах». А ведь и без того школы уже давно жалуются на нехватку специалистов, недостаточный приток молодых кадров, несовершенство программ и учебников, «недооснащенность» классов.
Однако учителя не только сетуют, но и предлагают премьер-министру целый комплекс мер для вывода системы образования из кризиса. В него входит «введение единой структурированной правовой базы, в которой регламентированы права и обязанности всех участников образовательного процесса», «внесение поправок в законодательство РФ для создания механизма защиты учителя», «принятие программы поддержки молодых педагогов на федеральном, а не на региональном уровне, прежде всего, в части заработной платы». Кроме того, учителя требуют приравнять статус учителя к статусу госслужащих, пересмотреть систему ЕГЭ, которая, по их мнению, «не лучший способ оценки знаний российских школьников», регулярно осуществлять методическую поддержку учителей. Один из важных пунктов – «минимизация количества и объема отчетов» и прочего написания всяческих программ и концепций, которое отнимает у учителей время от собственно преподавания (или «введение специальной единицы для выполнения эпистолярных обязанностей»).
Сводную ведомость по успеваемости учителя предлагают предоставлять раз в полугодие, отчет по классному руководству – в конце года. Важнейший пункт – «создание в школе полноценной медико-психологической службы»: «ставка врача на школу «2 присутственных дня» с учетом количества учащихся 500-700 человек»; «организация часов «психологии» в каждом классе, время для проведения социальной работы».
Далее, учителя требуют разработать программу по защите национального языка в системе образования и увеличить количество обязательных часов для русского языка и литературы, а также разработать систему мер по воспитанию толерантности школьников (с оговоркой «исключив при этом возможность «перевеса» в пользу одной из культур»). Есть и более радикальные предложения: например, модернизировать систему оценок, поскольку «пятибалльная система, существующая номинально, сегодня фактически является «трехбалльной». Руководящие должности в системе образования следует предоставлять специалистам, имеющим стаж преподавания в школе не менее пяти лет, а сотрудники отделов народного образования должны раз в пять лет проходить обязательную учительскую практику в течение не менее чем одной четверти. Наконец, авторы новых учебников и пособий должны сперва опробовать все свои новшества в районных и сельских школах, а потом уже в городских, и работать учителями не менее одной четверти («и это не должно сказываться на заработной плате учителя, вместо которого работает автор учебного пособия»).