Безопасность, да не та
Министр иностранных дел Сергей Лавров представлял на конференции в штаб-квартире ОБСЕ в Вене суть идеи президента Медведева о заключении Договора о европейской безопасности (ДЕБ). Как пишет «Коммерсант», первым делом министр обвинил НАТО в нарушении базового принципа, заложенного в Хартии европейской безопасности 1999 года и в документах Совета Россия – НАТО: не укреплять собственную безопасность за счет других. Зачем, мол, наши партнеры отщипывают куски бывшей территории стран Организации Варшавского договора и тем самым продвигаются к нашим границам? А надо, продолжал Лавров, не НАТО расширять, а следовать советам России. ДЕБ должен сделать юридически обязывающими базовые принципы отношений между государствами: уважение суверенитета, территориальной целостности, невмешательство во внутренние дела. Государства, подписавшие договор, должны отказаться от размещения существенных боевых сил за пределами своих территорий и быть верными общим принципам урегулирования конфликтов, «которые будут единообразно применяться ко всем кризисным ситуациям», в первую очередь это означает недопущение силовых решений.
На Лаврова обрушился представитель Грузии, замминистра иностранных дел Александр Налбандов. Он задал, в целом, законный вопрос: как можно ратовать за соблюдение принципа территориальной целостности и при этом его не соблюдать? Обвинив Россию в оккупации своей страны, Налбандов возмутился, как в такой ситуации Россия еще позволяет себе читать лекции о новой системе безопасности. Кроме того, он пообещал корреспонденту «Коммерсанта», что Грузия не согласится на вступление России в НАТО. Справедливости ради следует отметить, что и Россия пока в НАТО не торопится, и Грузия туда еще не вступила.
Представители Евросоюза, США и Канады поддержали Грузию и припомнили России недавнее наложение вето в Совете безопасности ООН, которое привело к закрытию миссии в Абхазии. Действия России в отношении Грузии они назвали неверными и в очередной раз подтвердили признание территориальной целостности Грузии. И на расширение НАТО, мол, нечего пенять: страны, вступившие в альянс, стали более процветающими, а это соответствует интересам России.
В финале Лавров, обвинив оппонентов в нелогичности, сам сделал несколько нелогичное заявление. Дескать, инициатива Медведева о ДЕБ была выдвинута еще в июне 2008 года, то есть до событий в Грузии, и даже грузинский президент Михаил Саакашвили успел с тех пор пообещать, что подпишет документ о неприменении силы. Поэтому нечего увязывать договор с ситуацией вокруг Грузии. И все же противоречие, как ни крути, остается, и надо тогда уж либо принципы подкорректировать, либо отказаться от признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Но Лавров дал понять «Коммерсанту», что о последнем и речи быть не может.