НОВОСТИ

Кризис в головах

21 АВГУСТА 2009 г. ГРИГОРИЙ ДУРНОВО
Участники Первого Всероссийского Педагогического Форума, прошедшего в Санкт-Петербурге 28 июля 2009 года, направили резолюцию высшему руководству страны. Текст резолюции опубликован на сайте «Завуч.инфо».

Одна из главных причин недовольства учителей – проводимая министерством образования так называемая «оптимизация» расходов государства на образование. «Предполагается, видимо, что система образования должна стать своеобразным «заводом» по штамповке кадров для нужд «Новой России», — говорится в тексте резолюции.

Учителя утверждают, что «реализуемая «экономическая» модель управления образованием приводит к фактическому сокращению гарантий доступности бесплатного образования для граждан». Результат оптимизации расходов, как сообщается в резолюции, «существенное сокращение числа средних учебных заведений в малых городах и на селе, практически полное сокращение штата «неучебных» специалистов (психологов, социальных работников, воспитателей), повышение учебной нагрузки на учителя и ребенка и, как следствие, — сокращение времени на подготовку к урокам, ограничение возможности дополнительной работы учителя с учащимися».

Ликвидируются «некомплектные классы», а в «классах-монстрах», как называют учителя классы со слишком большим количеством учеников , невозможно организовать качественное обучение, причем учителям приходится работать в режиме двух и более ставок, «чтобы обеспечить минимально необходимый для жизни уровень зарплаты».

Руководителям образовательных учреждений ради пресловутой оптимизации приходится экономить на плановых ремонтах («в ущерб здоровью детей»), привлекать родителей к решению финансовых проблем («что вызывает вполне оправданное их раздражение, когда с экранов телевизора в это же самое время твердят про конституционное право на бесплатное образование и учителей-взяточников»). В результате подрывается престиж учительства и вообще выстраивается враждебное отношение родителей и детей к школе, утверждают авторы резолюции. «В таких условиях говорить о качественном обучении школьников невозможно», — заявляют они.

Вторая главнейшая проблема, а точнее стратегическая ошибка российского образования, по мнению учителей, это «попытка перенесения на реалии российской традиционной системы воспитания и обучения отдельно взятых моделей образовательных технологий, принятых на Западе», а конкретнее – сидящий уже у многих в печенках ЕГЭ. «Бесконечная череда «экспериментов», захлестнувшая систему образования России в последнее время, привела к почти полному развалу выстраивавшейся десятилетиями системы просвещения», — утверждают авторы резолюции.

Суть этой большой проблемы в том, что в работе школы утрачивается воспитательный элемент, а вместо него происходит «штамповка» учеников, «способных ответить на вопросы теста, созданного неизвестно кем и для чего». Целью обучения становится умение правильно отвечать на вопросы ЕГЭ. «Погоня за «баллами» в Сертификате ЕГЭ и фактический отказ от Аттестата ЗРЕЛОСТИ делает из наших выпускников людей с пустыми от реальных знаний головами, — говорится в тексте. — Отсутствие контроля за учебным планированием на региональном и местном уровне приводит к дисбалансу уровня знаний учеников в разных регионах России. То возникающие, то исключаемые из программы «новаторские» предметы вносят сумятицу в учебный процесс. Учебники и учебные пособия, получающие гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ», часто не выдерживают критики со стороны практикующих педагогов и родителей».

Отдельный повод для недовольства учителей — внедрение в ряде регионов России программы так называемого «Духовно-нравственного воспитания», «принятое руководством страны без общественного обсуждения с родителями и какого-либо публичного обсуждения с профессиональным учительским сообществом». «. Мы считаем это не только антиконституционным деянием с формальной точки зрения, но и недальновидным шагом. Мы считаем, что решения подобного рода нельзя принимать кулуарно или просто «по просьбам трудящихся». В этой сфере недопустимы «эксперименты» и «пилотные внедрения», поскольку речь идет о духовном воспитании детей. Поэтому мы предлагаем отказаться от «экспериментального внедрения» и настаиваем на проведении серьезного обсуждения предлагаемых «нововведений» в профессиональной среде», — заявляют учителя.

Участники форума, впрочем, не ограничились указанием на проблемы и битьем в набат: резолюция включает в себя набор предложений руководству страны из семи пунктов. Во-первых, предлагается «разработать и вынести на общественное обсуждение Стратегию Развития системы образования России на период до 2025 года, в которой определить основу для формирования образовательных стандартов - образ выпускника российской школы, способного конкурировать по уровню знаний с выпускниками учебных заведений передовых мировых держав. России сегодня нужно четкое представление о целях образовательной стратегии, а не бесконечное латание отдельных дыр на дороге, ведущей в никуда».

Во-вторых, следует, по мнению учителей, «отказаться от идеологии «экономической целесообразности» в образовательной политике Российской Федерации и обеспечить гражданам конституционные гарантии доступности образования на всей территории России путем реализации соответствующей Национальной программы «Доступное и качественное образование».

В-третьих, все (на этом учителя особо настаивают) текущие реализуемые и планируемые проекты в области образования с позиций профессиональной оценки педагогического сообщества следует пересмотреть, для чего «организовать прозрачную и публичную процедуру независимой профессиональной экспертизы всех стратегически существенных проектов и законотворческих инициатив».

В-четвертых, необходимо пересмотреть закон о ЕГЭ и ввести двухступенчатую систему, в которой одна часть является выпускным экзаменом для получения аттестата, а вторая — вступительным в ВУЗ или среднее профессиональное учебное заведение. «При этом привести регламенты проведения ЕГЭ в соответствие с санитарными нормами в отношении времени, отводимыми на работу учащихся». Кроме того, нужно обязательно «ввести процедуру строгого контроля за содержанием вопросных баз ЕГЭ на предмет их соответствия государственным стандартам, рекомендованным к применению учебным программам и учебно-методической литературе». Очень ценный пункт — «отказаться от практики понижения итогового балла при апелляции». Немаловажный пункт — «ввести строгие требования по срокам публикации демонстрационных версий ЕГЭ: они должны быть опубликованы не позднее 1 октября в учебном году, к которому они относятся».

В-пятых, учителя предлагают «отказаться от реализуемых в настоящее время Министерством образования Модельных методик подушевого финансирования учреждений образования и формирования оплаты труда работников учреждений образования как неприемлемых», и организовать межрегиональную рабочую группу для выработки новой модели финансирования. На выходе сфера образования должна получить «единый и гарантированный для всех субъектов Российской Федерации уровень минимальной ставки оплаты труда преподавательского состава», «нормы финансирования образовательных учреждений в части их хозяйственной деятельности, связанные с типом учреждения и наличием на его балансе фактического имущества, зданий, сооружений и земельных участков», «дополнительные субвенции регионам на поддержку сельской и малокомплектной школы, а также отдельно — на программы поддержки молодых учителей».

В-шестых, вместо того, чтобы сокращать собственно учителей, надо сокращать управленцев и методистов, а если учебное заведение сокращают, то обязательно надо сократить и штат управления образования и методической службы соответствующего уровня. Кроме того, чтобы сократить расходы и повысить эффективность труда учителей, следует, по мнению авторов резолюции, ограничить количество отчетов, которые им приходится писать, и не привлекать учителей к любой непрофильной работе, чтобы они не подменяли собой «хозяйственного работника школы, работника социальной службы или детской комнаты милиции».

Наконец, в-седьмых, необходимо «разработать и предложить на рассмотрение профильных комиссий Федерального Собрания Российской Федерации проект изменений и дополнений в нормативные документы, регулирующие государственную политику в области массовых коммуникаций и СМИ, с целью организации влияния общественности и профессионального образовательного сообщества на государственные СМИ для исключения дисбаланса в действиях государственной образовательной системы и СМИ в части формирования нравственного и культурного гражданского общества в России».
Версия для печати