Чтоб никто не заикался
Еще не закончена тяжба между президентом Чечни Рамзаном Кадыровым и руководителем правозащитного центра «Мемориал» Олегом Орловым в связи с заявлением последнего о том, что Кадыров виновен в убийстве Натальи Эстемировой, а чеченский лидер продолжает пытаться наказать тех, кто про него что-то не так сказал. Он подал заявление в ГУВД Москвы о возбуждении уголовного дела против главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова и журналистов издания по статье «клевета». Заявление связано со статьей «Венское убийство» в номере от 4 февраля 2009 года об убийстве бывшего чеченского боевика Умара Исраилова. Адвокат Кадырова Андрей Красненков сообщил «Интерфаксу», что лингвистическая экспертиза подтвердила наличие клеветы в статье. Он сказал также, что представители Кадырова не согласны и с рядом других публикаций «Новой».
Между тем основным содержанием статьи «Венское убийство» является материал, собранный журналистом The New York Times Кристофером Чиверсом. В статье говорится, что Чиверс рассказывает о том, как Исраилова и его родственников пытали «высокопоставленные чиновники и силовики Чечни, в том числе и лично Рамзан Кадыров». Чиверс в ходе расследования несколько раз пытался взять комментарий у Кадырова и его окружения, но ему было отказано. К статье прилагаются фрагменты жалобы Исраилова в Европейский суд по правам человека, начинающиеся со слов «Рамзан Кадыров тоже присутствовал на этих допросах в спортзале и на площадке за спортзалом примерно три раза в неделю. Он также персонально участвовал в избиениях в спортзале и на площадке за спортзалом. Он, как правило, начинал – ударял рукой и несколько раз пинал ногами, а потом его охрана продолжала избивать заявителя». Далее приводятся примеры и более жестоких издевательств под началом чеченского президента. Строго говоря, «Новая» лишь перепечатала данные из документов и пересказала содержание статьи другого, иностранного издания.
Что же касается Олега Орлова и правозащитного центра «Мемориал», то Тверской суд 6 октября частично удовлетворил иск Кадырова. Согласно решению суда, «Мемориал» должен будет опубликовать опровержение заявления Орлова и выплатить президенту Чечни 50 тысяч рублей, а сам Орлов должен выплатить 20 тысяч рублей. (Кадыров просил 10 миллионов.) Таким образом, суд посчитал, что Кадыров с убийством Эстемировой не связан. Опровергнуть придется и слова о том, что президент Чечни сделал невозможной работу правозащитников в республике. Кстати, как раз 6 октября появилось заявление неких чеченских правозащитников о том, что они возмущены заявлением Орлова в адрес Кадырова (спрашивается, где они были все это время и почему высказались в день оглашения решения суда, а не в июле, когда Орлов сделал заявление). Этим правозащитникам, которые против властей не бунтуют, видимо, можно в республике работать. А вот «Мемориалу» пришлось вывезти из Чечни одного из сотрудников, плотно работавших с Эстемировой над последними делами, которые она вела, поскольку он подвергся откровенному преследованию.
Наблюдатели отмечали, что в ходе процесса судья Татьяна Федосова вела себя весьма либерально, давая высказываться не только стороне истца, но и стороне ответчика. Однако известно, например, что в ходе процесса по иску о защите чести и достоинства мэра Москвы Юрия Лужкова к издательскому дому «Коммерсантъ» в апреле 2008 года судья Федосова вела себя точно так же, иногда буквально припирая представителей истца к стенке — но решение было принято в пользу мэра.