Поближе
Президент Дмитрий Медведев встретился с американским коллегой Бараком Обамой в Сингапуре. Результатом их беседы стало явное сближение по вопросу нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) — срок действия нынешнего договора истекает уже 5 декабря.
Несмотря на то, что за несколько дней до встречи заместитель госсекретаря Эллен Тошер заявила, что США «крайне разочарованы» реакцией России на американские предложения, теперь и Медведев, и Обама заявляют, что хотя «остаются» «некоторые моменты», «в ряде случаев это технические, в ряде — политические» (Медведев) или «некоторые сложные технические вопросы» (Обама), новый договор скорее всего удастся заключить в срок.
Главные разногласия между Россией и США в этом вопросе касались минимального уровня носителей ядерных боеголовок и механизма контроля над мобильными межконтинентальными баллистическими ракетами. США настаивали на том, чтобы сократить количество носителей ядерных боеголовок до 1100, а Россия — до 500. «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, знакомый с ходом переговоров, пишет, что теперь США «приблизились» к позиции России «где-то наполовину». Кроме того, США хотели сохранить жесткий контроль над российскими ракетами «Тополь», а Россия была против, но теперь, по-видимому, США согласились и в этом вопросе пойти навстречу.
Правда, позднее «Интерфакс» со ссылкой на представителя департамента информации и печати российского МИД сообщил, что даже если новый договор поспеетк 5 декабря (что само по себе вызывает сомнения), потребуется еще несколько месяцев на его ратификацию обеими странами, поэтому действие старого будет продлено.
Между тем параллельно с обсуждением договора об СНВ президенты говорили и о проблеме вокруг ядерной проблемы Ирана. США занимают более суровую позицию, утверждая, что уже пора применять к Ирану санкции, а Россия заявляет, что санкции применять, конечно, не хотелось бы, но если Иран не удастся убедить, то, мол, ничего не поделаешь, придется. Вся разница, собственно говоря, в сроках запуска механизма санкций: США говорят уже о начале декабря, Россия предпочитает ни к какой дате не привязываться.
Сам же Иран в настоящее время выступает с жесткими заявлениями в адрес России в связи с тем, что Россия задерживает поставку системы противоракетной обороны С-300. Сначала глава комитета по внешней политике и безопасности иранского парламента Алаиддин Боруджерди сказал, что его страна поссорится с Россией, если не получит ракетных комплексов, а затем высказался в духе «ну и пожалуйста, ну и не нужно»: если, мол, Россия нам С-300 не поставит, создадим свою систему.
А США теперь используют заявление России о возможности применения санкций против Ирана как козырь в переговорах с Китаем. Китаю явно не хочется одному занимать миролюбивую позицию в иранском вопросе. «Коммерсантъ», ссылаясь на мнения наблюдателей, пишет, что иранский вопрос может быть увязан в рамках переговоров с вопросами экономическими, и в результате стороны придут к некоему взаимоприемлемому размену.