Следующий этап
Обвинение на втором процессе по делу Ходорковского и Лебедева в Хамовническом суде внезапно объявило, что больше представлять доказательства и допрашивать свидетелей не будет. Таким образом, наступает следующая стадия процесса, на которой представлять доказательства и допрашивать свидетелей будет уже сторона защиты.
На пресс-конференции, предшествующей началу этой стадии, адвокат Ходорковского Вадим Клювгант подчеркнул, что за прошедший год, в течение которого прокуроры читали или пересказывали или искажали сотни документов и допрашивали около 50 свидетелей (из около 300 человек, фигурировавших в списке обвинения), не было сказано ничего о том, на чем, в сущности, должно строиться обвинение, а именно, где же, когда и при каких обстоятельствах было обнаружено, что пропала нефть или акции, в хищении которых обвиняют Ходорковского и Лебедева. Таким образом, адвокаты могут сделать вывод, что подсудимым предъявлены обвинения в преступлениях, которые никогда и никем не были совершены — не только ими самими, но и вообще никем. То есть обвинение полностью сфальсифицировано. Именно поэтому, по мнению Клювганта, прокуроры вместе со следователи спрятали от суда и защиты не только ряд важных документов, им невыгодных, но и «так называемых потерпевших». «На самом деле, они ничего не потерпели и по этой самой причине боятся показаться в суде», — заявил адвокат. Адвокат Лебедева Константин Ривкин добавил, что ни один руководитель тех трех нефтедобывающих компаний, у которых, по версии обвинения, Ходорковский и Лебедев украли нефть, в суд приглашен не был и допрошен не был.
Согласно плану, утвержденному еще в апреле прошлого года, представления доказательств стороной защиты начнется с дачи показаний Ходорковского (это произойдет 6 апреля). Далее будут исследованы письменные доказательства, допрошены свидетели защиты, представлены письменные доказательства специалистов, допрошены специалисты и, наконец, свои показания даст Лебедев. 5 апреля будут подведены итоги: у защиты есть возможность высказать отношение к прокурорам и суду, высказать отношение к судебному обвинению путем заявления ходатайств. Об этом рассказала журналистам адвокат Ходорковского Наталья Терехова.
Адвокаты заметили, что у них нет иллюзий в отношении исхода процесса, однако они отмечают все нарушения со стороны обвинения и суда. Об исках в Европейский суд по правам человека говорила адвокат Лебедева Елена Липцер. Защитник Ходорковского Юрий Шмидт заметил, что хотя суд идет вроде бы довольно спокойно и в отличие от первого процесса судья дает возможность высказаться и подсудимым, и адвокатам, мало снимает их вопросы, это все равно только видимость равноправного и состязательного процесса. В частности, потому что в деле отсутствуют важнейшие документы, и все попытки защиты восполнить материалы дела натыкаются на то, что каждое ходатайство такого рода суд отклоняет, а прокурор апеллирует исключительно к обвинительному заключению, как будто, кроме него, ничего больше нет. Наконец, Шмидт, по собственному признанию, «еще ни разу в жизни не видел, чтобы раздел «свидетели защиты» — то, что в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом должно быть в материалах дела — был бы полностью упущен: следователь отказался выполнить императивное предписание закона, и поэтому нам, для того чтобы добиться допроса каждого свидетеля защиты, придется прилагать незаурядные усилия». Адвокат подчеркнул, что в любом случае решение по этому делу, в конечном счете, будет принимать не суд, а те, чью волю он исполняет. Однако Шмидт заметил, что время после первого процесса изменилось: за эти годы накопилось огромное количество решений зарубежных судов по разным вопросам, связанных с ЮКОСом, и нельзя не признать, что власть ощущает явные неудобства от процесса, который неизбежно проходит не так гладко, как первый процесс.