Мы молодцы, а они подлецы
Адвокат главы Чечни Рамзана Кадырова (напомним, он из великой скромности попросил не называть его больше президентом) Андрей Красненков заявил 13 сентября в мировом участке Хамовнического суда, что обнародует информацию о том, что убитая в прошлом году правозащитница Наталья Эстемирова «составляла фальсифицированные жалобы о судьбе одного из боевиков», которого защищал Правозащитный центр «Мемориал».Красненков также заявил, что представит сведения Интерпола по работе центра в Чечне. Эти якобы сенсационные факты он собирается предъявить в рамках уголовного дела против главы центра Олега Орлова, которого обвиняют в клевете в адрес Кадырова. Напомним, Орлов заявил, что Кадыров несет политическую ответственность за гибель Эстемировой. Сам Орлов заявил «Коммерсанту», что не имеет представления, о чем идет речь.
Как пишет «Коммерсантъ», адвокат Орлова Генри Резник потребовал у прокурора уточнить, называл ли его подзащитный Кадырова заказчиком или исполнителем преступления. Прокурор ответил, что из слов Орлова может следовать, будто Кадыров является организатором преступления. Орлов между тем неоднократно заявлял, что глава республики несет ответственность за все, что происходит на подведомственной ему территории, и именно в этом смысле и следует понимать его слова. Напомним, что Кадыров говорил как-то, будто ему известно даже то, о чем говорят в грозненских маршрутках.
Свидетели обвинения, допрошенные в Хамовническом суде, заявили, что Кадыров не испытывал никакой неприязни к Эстемировой. Известно между тем, что в интервью, опубликованном уже после ее гибели, он называл ее человеком без чести и совести. Руководитель аппарата Общественной палаты Чечни Аминат Мальсагова сказала, что Эстемирова никогда не жаловалась на угрозы со стороны чеченских властей. Есть, однако, свидетельства от правозащитников и журналистов и о прямых, и о непрямых, через третьих лиц, угрозах. По свидетельствам правозащитников, когда в лояльном Кадырову телесюжете появились слова Эстемировой о том, что она не считает правильным, что девушек заставляют носить платки в общественных местах, Кадыров вызвал ее к себе и кричал: «У меня руки по локоть в крови, я убивал и буду убивать, но я убиваю врагов чеченского народа». Друзьям и коллегам Эстемировой было очевидно, что Кадыров считает ее чуть ли не личным своим врагом. В частности, Кадыров, будучи недоволен деятельностью Эстемировой, в частности, расспрашивал ее, одна ли она живет с ребенком и сколько ее дочери лет. Тогда друзья уговорили Эстемирову ненадолго уехать из Чечни. Это было примерно за год до ее гибели.
Начальник аналитического отдела аппарата уполномоченного по правам человека в Чечне Олхазар Зубайраев предположил в суде, что Эстемирову не похищали в Грозном — мол, она поехала в Ингушетию по своим делам и там была убита (тело Эстемировой действительно было найдено на территории Ингушетии, однако ее коллеги убеждены, что убийство было совершено еще в Чечне). Между тем, есть люди, которые видели, как Эстемирову похитили возле автобусной остановки в Грозном.
Что же касается самого адвоката Красненкова, то адвокат Резник заявил ходатайство о выводе его из процесса, поскольку его допрашивали в рамках расследования — а значит, он не может представлять интересы одной из сторон. На эту тему суд совещался целых два часа и в ходатайстве отказал.