Регионы отчитались по ОРКСЭ
В конце сентября в Москве, в Российской академии государственной службы, состоялся симпозиум, посвященный итогам апробации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Напомним, что эксперимент по введению этого курса в школы начался 1 апреля 2010 года (с началом 4-й четверти) и продолжился в этом учебном году. Обсудить итоги собрались представители 19 регионов, в которых проводится эксперимент, — учёные, государственные служащие, занимающиеся проблемами государственно-конфессиональных отношений, представители кафедр социологии и религиоведения, представители конфессий, учителя и сотрудники региональных управлений образования, члены региональных Общественных палат. Подробный отчет о симпозиуме вывешен на сайте портала Credo.Ru.
Среди учеников, участвующих в эксперименте, был проведен опрос (буквально через месяц после начала занятий, то есть после 4-х занятий), опрошены 4 725 учеников в 19 регионах России: в больших, средних и малых городах, а также в сёлах. Большинство опрошенных учащихся (42,1%) осваивают модуль "Основы светской этики", 30,6% опрошенных изучают "Основы православной культуры", 20% — "Основы мировых религиозных культур", 5,2% — "Основы исламской культуры", 2% — "Основы буддийской культуры", 0,1% — "Основы иудейской культуры".
В Вологодской, Калининградской, Пензенской, Свердловской, Курганской, Новосибирской, Томской областях, Красноярском и Камчатском крае 50-70% школьников изучают "Основы светской этики". "Основы мировых религиозных культур" пользуются популярностью в Карачаево-Черкесии и Чувашской Республике. В Костромской, Тамбовской, Тверской областях, в Ставропольском крае и Еврейской автономной области большинство школьников выбрало "Основы православной культуры". "Основы исламской культуры" изучают, главным образом, жители Чеченской Республики, а "Основы буддийской культуры" осваивают лишь школьники Республики Калмыкия. По данным исследования, три модуля курса, посвященные таким религиям, как ислам, буддизм и иудаизм, в большинстве регионов практически не изучаются.
Для половины опрошенных модули выбирали родители. При этом треть учащихся отметили, что выбор осуществлялся с учётом их мнения. Большинство (88,3 %) ребят сказали, что на уроках было интересно. Произошли ли у детей изменения в сфере нравственности, по опросу не понять. Да и сомнительно, что заложенный в курс ОРКСЭ положительный потенциал при преподавании его в течение двух часов в неделю сможет оказать большее влияние на детей, чем нравственное неблагополучие общества.
Какие высказывались недовольства. Учителя недовольны выбранными для эксперимента классами — конец 4-го, начало 5-го. По их мнению, введение курса совпадает с непростым переходом от начальной школы к средней. Кроме того, они жаловались на нехватку учебников и пособий.
Священнослужители недовольны давлением, которое, по их сведениям, оказывалось на учеников и родителей в некоторых регионах: дескать, директора школ отдают предпочтение светской этике и внушают родителям соответствующие взгляды.
Правозащитники тоже недовольны давлением: грубостью и оскорбительными выражениями по отношению к представителям другой религии при выборе конфессионального курса.
Мусульмане и неправославные христиане недовольны тем, что в ряде школ откровенно пропагандируется РПЦ МП.
Родители недовольны тем, что дети перегружены, и считают, что предмет нужно сделать факультативным.
Большинство выступавших констатировали противоречивость самой концепции курса ОРКСЭ, который его разработчики решили сделать "конфессиональным" по форме и "общечеловеческим" по содержанию. Согласно действующему законодательству РФ, в государственной школе не может быть религиозного, конфессионального обучения.
В общем, претензий масса — пока довольны только дети. После 4-х занятий. Но что они скажут, если курс придется учить не две четверти, а год, а то и несколько лет? У Русской православной церкви аппетиты вообще исполинские: там считают, что курс должен преподаваться все школьные годы, а еще лучше — с детского сада.