Фартовый премьер
Четыре часа двадцать пять минут беседовал премьер-министр Владимир Путин с населением в прямом эфире. Вопросов прозвучало много, в том числе был даже как минимум один откровенно неприятный. Началось, впрочем, с хорошего — как Россия удачно выбирается из кризиса: если в прошлом году было сплошное падение, то в этом, наоборот, сплошной рост, хотя, конечно, до докризисного уровня еще далеко, но определенную тенденцию к улучшению люди уже должны были почувствовать.
Премьера несколько раз спрашивали о совсем недавних бесчинствах в Москве. Путин пообещал жестко пресекать проявления экстремизма со всех сторон и призывал никого не мазать общей краской. При этом он не позабыл пнуть либеральную общественность, которая все время критикует правоохранительные органы: да, конечно, для критики есть основания, но представителей органов тоже нельзя мазать одной черной краской. Они исполняют важнейшую задачу, а если их не будет — придется, мол, либералам бороденку сбрить и надеть каску. Кроме того, премьер говорил о том, что Россия закладывалась как многонациональная и поликонфессиональная страна, но и о том, что следует соблюдать традиции края, где ты живешь.
Житель села Иватино Владимирской области, жестоко пострадавшего от летних пожаров и восстановленного по распоряжению премьера, спросил, вернут ли сокращенных лесников-обходчиков. На этот вопрос Путин не ответил. Он много говорил о грядущих изменениях в Лесном кодексе, об усилении ответственности арендаторов, об улучшении качества технического обеспечения противопожарных служб, о переданном в Думу законе о добровольных пожарных дружинах. Но об институте лесников, с упразднением которого во многом связывают причины столь чудовищного ущерба от пожаров, премьер не сказал ничего.
Спрашивали Путина и о событиях в Кущевской и Гусе-Хрустальном, хотели узнать у него, есть ли гарантия, что подобное больше не произойдет. Он ответил, что обществу и власти был дан очень серьезный сигнал. Здесь он вспомнил про упреки в свой адрес в связи с ликвидацией института выборов губернаторов, но в очередной раз подчеркнул, что это его решение было правильным, поскольку нужно было не допустить криминал во власть, а в условиях свободных выборов и несовершенстве гражданского общества, мол, почти за каждым кандидатом стоит криминал. Он отметил, что если с губернаторами этот вопрос решить удалось, то с муниципалитетами, «к сожалению», нет. У Путина, по его собственным словам, есть идеи, как решить проблему с муниципалитетами. Он добавил, впрочем, что речь об отмене глав муниципалитетов все же не идет. Не стоит забывать, однако, что в немалом количестве городов проблему с выборами уже и так решили, заменив мэров на назначаемых сити-менеджеров.
Неожиданным оказался телефонный звонок из Иркутска: Путину задали вопрос, справедливо ли, что Михаил Ходорковский сидит в тюрьме. Спрашивавшая, впрочем, не требовала ответа, добавив, что премьеру, наверное, интереснее выслушивать вопросы от «благодарных бабушек» или о здоровье его любимой собаки. Путин ответил, что, во-первых, у него две собаки, во-вторых, мы все в долгу у старшего поколения, а в -третьих, как говорил герой Высоцкого в фильме «Место встречи изменить нельзя», «вор должен сидеть в тюрьме». Здесь глава правительства вслед за многими комментаторами «дела ЮКОСа», видимо, позабыл, что соответствующую фразу Глеб Жеглов произносит, когда Володя Шарапов уличает его в подлоге. Путин, надо сказать, пространно объяснял желающим слушать про то, сколько похитил Ходорковский, и не забыл рассказать и про бывшего главу службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина, севшего по обвинению в убийствах — мол, не по собственному же почину он эти убийства совершил. Здесь в очередной раз придется упомянуть, что премьер зачем-то говорит о преступлениях, которые Ходорковскому даже не вменяются в вину.
Адвокат бывшего предпринимателя Вадим Клювгант уже успел отреагировать на заявление Путина. По его словам, премьер «не позволил, чтобы интерес и внимание к этой теме снизился по сравнению со вчерашним днем, когда на пустом месте был создан информационный повод переносом даты оглашения приговора, и об этом весь мир писал и говорил. Вот он сегодня сделал, чтобы весь мир снова писал и говорил про нас. За что ему первое спасибо — заполняет паузы». Кроме того, Клювгант сказал, что «когда, прямо упомянув нынешнее обвинение, Владимир Владимирович Путин говорит о том, что мы должны исходить из того, что вина Ходорковского доказана судом, а судья в это время находится в совещательной комнате, – то это конечно же снимает абсолютно все вопросы. Потому что это прямо и четко показывает, кто, в каких целях и с какой силой оказывает давление на суд во время нахождения суда в совещательной комнате. И вот за это прояснение ситуации – второе и еще большее спасибо Владимиру Владимировичу Путину».
Кстати, по телефону вообще задавали чуть ли не наиболее острые вопросы. Так, жительница Пермского края рассказала о шахтерских поселках Юбилейный и Шумихинский, которые назвала второй Чечней: они находятся в полуразрушенном состоянии. Путин признал, что это следствие явных недоработок, хотя сказал и о том, что отрасль развивается. Он пообещал продолжить программу реструктуризации угольной отрасли и добавил, что государство в ближайшее время выделит дополнительные средства на решение проблем угольной отрасли и займется созданием ликвидационных фондов, необходимых при закрытии шахт.
Присутствовавший в студии знаменитый глава байкерского объединения «Ночные волки» Александр Залдостанов по прозвищу Хирург пытался натолкнуть премьера, с которым они вместе катались летом на мотоциклах в Севастополе, на мысль, что России хорошо бы воссоединиться с Украиной. Путин заявил, что мудреных речей Саши понять не может, и подчеркнул, что Украина отдельное государство, но было бы хорошо, если бы она присоединилась к Таможенному союзу и грядущему Единому экономическому союзу.
Вопрос «За что уволили Лужкова?» вызвал аплодисменты. Путин несколько, надо сказать, неуверенно ответил, что это был результат конфликта с президентом и что в системе власти, где президент напрямую руководит губернаторами, надо все-таки выстраивать отношения с руководителем. О сменившем Юрия Лужкова на посту мэра Москвы Сергее Собянине премьер отзывался очень и очень положительно, как об опытном и порядочном человеке.
Еще один неожиданный вопрос был задан Путину по телефону: неназвавшийся житель Иванова сообщил, что в областной клинической больнице, которую премьер недавно посещал, была устроена показуха к его приезду: оборудование привезли временно, а потом увезли, врали про высокие зарплаты, больных разогнали, а вместо них положили переодетых сотрудников. Этот звонок тоже вызвал аплодисменты в зале. Все это очень удивило Путина. Он пообещал проверить сообщенную ему информацию. Тем временем спикер Ивановской областной Думы Сергей Пахомов написал в Твиттере, что знает, кто звонил, и что этот человек никакого отношения к больнице не имеет.
Очень эмоционально отвечал Путин на вопрос о недавно разоблаченных российских шпионах в США, положивших, по мнению главы правительства, всю жизнь на алтарь отечества, и человеке, выдавшем их. Премьер называл предателя скотиной и свиньей и обещал, что его даже не придется ликвидировать — сам, мол, загнется, и какие бы 30 сребреников он ни получил, они все равно колом станут у него в горле.
Отвечая на вопрос сотрудника Челябинского трубопрокатного завода о том, почему импорт продолжает расти, а как же, мол, поддержка российских трубников, Путин дал понять, что эта информация ошибочна: импорт, по его словам, продолжает снижаться.
Спрашивали премьера и об оппозиционных митингах, которые разгоняют и запрещают. По мнению Путина, лучше никого не разгонять, но каждый должен действовать в рамках закона. Не поспоришь, действительно. Он добавил, впрочем, что тем, про кого его спрашивали, нужен не факт проведения митинга, а конфликт. Был даже вопрос, касавшийся лидеров новообразованной демократической коалиции — Бориса Немцова, Владимира Рыжкова, Владимира Милова (этот вопрос Путин читал вслух и произнес фамилию бывшего заместителя министра энергетики с ударением на первый слог): чего, мол, они добиваются. «Денег и власти», — ответил премьер и объяснил, что эти люди в 1990-е годы утащили вместе с березовскими и теми, кто сейчас в тюрьме, немало миллиардов. Позднее их оттащили от кормушки, теперь они поиздержались, хотят вернуться и пополнить карманы, но если мы им это позволим, она распродадут всю Россию.
Читая отобранные вопросы, премьер отметил, что есть много вопросов из Японии: про острова, дзюдо и японскую кухню. Он сказал, что любит два последних пункта, а про острова решил не говорить ничего.
Один из вопросов касался побед России на фронте убеждения международных спортивных функционеров. «В чем секрет успеха? — спрашивал сотрудник Тюменского нефтяного научного центра, говоря о том, как Путину удалось добиться того, чтобы местом проведения Олимпиады 2014 года выбрали Сочи, а чемпионата мира по футболу 2018 года — Россию. — Вы такой фартовый?» «Да, — ответил премьер и разъяснил: — Везет тем, кто везет».