НОВОСТИ

А я не виноват, поскольку прав

21 ДЕКАБРЯ 2010 г. ГРИГОРИЙ ДУРНОВО

Переизбранный, по данным Центризбиркома Белоруссии, президент Александр Лукашенко провел 20 декабря пресс-конференцию, на которой объяснил всем непонятливым, что оппозиционеры, устроившие несанкционированную акцию, просто бандиты. Во время разгона акции были задержаны 639 человек, в том числе кандидаты в президенты от оппозиции.

Лукашенко заявил, что выборы прошли на высоком уровне, «кто бы и как ни оценивал». Пришлось, по его словам, даже пойти на то, чтобы «нарушить все наше законодательство», пустив в страну тех, кому въезд туда запрещен. Нет, ну действительно: кандидатов зарегистрировали, дали возможность вести агитацию, участвовать в теледебатах (надо думать, через себя пришлось переступить) — а они со своим вредным Западом еще и недовольны!

«Наверно, не все прошло гладко, — признался белорусский лидер. — Все мы люди». Но претензии не имеют под собой оснований. А враги Лукашенко просто заранее спланировали массовые беспорядки. Ну и, конечно, правоохранительные органы «защищали страну и народ от варварства и разрухи», поскольку им было велено «действовать жесточайше».

В общем, дорогие граждане Белоруссии, как сказал дорогой Александр Григорьевич, «вам придется иметь дело со мной еще пять лет». И «бестолковой демократии» больше не будет. Трепещите, журналисты (впрочем, большинство и так трепещет): «мы очень принципиально с завтрашнего дня и очень демократично будем подходить ко всем вашим заявлениям и публикациям. Хватит издеваться над властью». И за интернет будете отвечать, «за все вбросы»: «даже если ваши редакции будут размещены далеко за рубежом, мы будем предъявлять претензии к тем государствам, где расположены эти редакции», — разошелся Лукашенко. Он, правда, сделал над собой усилие и признал, что «проголосовавшие против (надо же, были и такие! целых 20%!) — это тоже наши люди... они имеют свою позицию и свою точку зрения». Он даже заявил, что когда 20% против — тут есть над чем подумать. И еще пуще: признал, что у его оппонентов были разумные идеи. Отзывался он так, впрочем, лишь о тех, кто не был задержан во время беспорядков 19 декабря. Единственным исключением был Григорий Костусев — но он оказался единственным из задержанных кандидатов, кто был отпущен, причем без доставления в суд и наложения наказания. Костусев собирается обжаловать свое задержание.

Тем временем о судьбе других задержанных кандидатов в президенты — Владимира Некляева, которого сначала жестоко избили, а потом из больницы увезли в неизвестном направлении (Лукашенко на пресс-конференции сообщил, что он в СИЗО, но не уточнил, в каком), и Андрея Санникова, также жестоко избитого, известно мало. О Санникове сообщалось, что он переведен из СИЗО МВД в СИЗО КГБ. С его женой, журналисткой «Новой газеты», автором «Ежедневного журнала» Ириной Халип, тоже избитой и задержанной, как рассказал в эфире «Эха Москвы» главный редактор «Новой» Дмитрий Муратов, проводятся следственные действия. Известно, что 20 декабря в квартиру Санникова и Халип явились милиционеры в штатском без ордера на арест, которые пытались открыть дверь личным ключом, видимо, изъятым у задержанных. Мать Халип предположила, что они хотели что-то подбросить, но не рассчитывали, что кто-то будет дома. Нет информации и о задержанном руководителе Белорусского Хельсинкского комитета Олеге Гулаке.

Всех задержанных свозят в суд, где процессы проходят в закрытом режиме, без родственников и адвокатов. Большинство получает сроки от семи до пятнадцати суток за хулиганство, или им выписывают штраф в размере 30 базовых величин (около 350 долларов). Тем временем министр внутренних дел Анатолий Кулешов успел объявить, что оппозиционным кандидатам инкриминируется организация или участие в массовых беспорядках, что предполагает тюремный срок до 15 лет.

20 декабря оппозиция собралась на митинг на Октябрьской площади, но тут же была разогнана ОМОНом.

ОБСЕ уже заявила, что не признает выборы легитимными. По словам Бюро по демократическим институтам и правам человека организации Герт-Хайнрих Аренс заявил на пресс-конференции в Минске, что Лукашенко использовал административный ресурс и что условия предвыборного соревнования для действующего президента и его оппонентов были неравными. Недовольны в ОБСЕ и подсчетом голосов. Кроме того, организация потребовала от белорусского руководства разъяснений по поводу арестов. А вот наблюдатели от СНГ — другого мнения: они считают, что все было прозрачно, а действия милиции законны. Российское посольство в Минске взяло на себя смелость выступить с критикой в адрес спецназовцев, избивших журналистов. А вот российский президент Дмитрий Медведев объявил на пресс-конференции после переговоров с латвийским коллегой Валдисом Затлерсом, что выборы и все происходящее вокруг них — внутреннее дело Белоруссии.

Версия для печати