НОВОСТИ

В загоне и вне его

31 ДЕКАБРЯ 2010 г. ГРИГОРИЙ ДУРНОВО

31 декабря на Триумфальной площади в Москве прошел митинг, организованный той частью «Стратегии-31», которая предпочла на открытый конфликт с властью не идти. Одновременно другая часть «Стратегии-31», настаивающая на праве граждан собираться где угодно, а не в указанном властью месте, попыталась провести на той же площади свою акцию, что привело к немедленным задержаниям. Конфликт между былыми соратниками в рамках «Стратегии», главой Московской Хельсинкской группы Людмилой Алексеевой и лидером «Другой России» Эдуардом Лимоновым, произошел в октябре, когда Алексеевой удалось после консультаций с представителями власти договориться о проведении митинга, а Лимонов счел это предательством. Впоследствии они пытались прийти к компромиссу, однако когда представители «Другой России» пригласили на очередную акцию участников бесчинств на Манежной площади 11 декабря, Алексеева заявила, что больше никаких общих дел с Лимоновым иметь не будет. В итоге московские власти дали разрешение Алексеевой и ее единомышленникам (в их числе — руководитель движения «За права человека» Лев Пономарев, лидер Движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова, глава московского отделения Федерации автомобилистов России Сергей Канаев) проведение митинга 31 декабря, а Лимонову, активисту Левого фронта Константину Косякину и правозащитнику Владимиру Буковскому было отказано. Позднее стало известно, что заявка Лимонова была передана властям за час до заявки Алексеевой. Глава Правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов предложил московским властям провести встречу с организаторами обеих акций, однако к согласию им прийти не удалось, и власти объявили, что тех, кто будет пытаться устроить на Триумфальной что-либо, помимо разрешенной акции, будут задерживать.

Так и произошло. Но и произошло и многое другое. Лимонов в этот раз был задержан даже не на площади, а на выходе из квартиры якобы для профилактической беседы. Ему предъявили обвинение в мелком хулиганстве. Позднее стало известно, что мировой суд приговорил его к 15 суткам ареста за якобы имевшую место нецензурную брань и отталкивание от себя милиционеров. Лимонов утверждает, что это ложь. Были задержан также Косякин (он оставлен в милиции на ночь ) и еще, в целом, от 70 до 100 человек, в том числе активисты «Другой России» и Левого фронта. Многих из них хватали непосредственно у выхода из станции метро «Маяковская». Некоторых задерживали лишь за то, что они осмелились задать омоновцам вопрос, за что задерживают людей. Задержанных развозили по ОВД, однако большинству пообещали, что отпустят быстро. Однако, как стало известно корреспонденту «Ежедневного журнала» от находящихся в ОВД «Басманное», три часа с задержания уже истекают, а никого еще не отпустили. Был задержан и один из лидеров свежеобразованной Партии народной свободы Борис Немцов, который успел выступить на разрешенной акции, но затем решил принять участие в неразрешенной. Как сообщила Граням.Ру пресс-секретарь «Солидарности» Ольга Шорина, Немцов останется в ОВД до 2 января. Его обвиняют в попытке перекрыть Тверскую улицу. Позднее задержания начались и на разрешенной территории: милиция потребовала, чтобы собравшиеся покинули площадь. По выходе с огороженной площадки были задержаны одна из организаторов, активистка Молодежной правозащитной группы Юлия Башинова, активист указанной партии Илья Яшин, правозащитники Михаил Кригер и Вениамин Дмитрошкин. Яшин тоже останется в ОВД до 2 января. При этом если сначала его, как и других задержанных, обвиняли в переходе улицы в неположенном месте, то затем, как с его слов пишет Шорина в его блоге, участкового вызвали к начальнику ОВД и велели писать новый протокол (об этом Яшину якобы сообщил сам участковый) — о сопротивлении милиции. Яшина обвиняют в том, что он якобы защищал Немцова во время задержания последнего, однако Немцова задерживали, когда Яшин уже сидел в автозаке. Активиста «Солидарности» Алексея Свидерского избили, когда он попросил сотрудников милиции представиться.

При всем этом ГУВД Москвы сообщает, что митинг на Триумфальной прошел без происшествий.

Аналогичные акции прошли в тот же день в Рязани (власти милостиво разрешили), Красноярске, Омске, Нижнем Новгороде, Смоленске. В Смоленске были задержаны трое активистов «Другой России» — Александр Иванов, Артем Новиков и Роман Миклашевич. Им пытаются припаять убийство. Напомним, в Смоленске под стражей находится больная диабетом жена активиста «Другой России» Сергея Фомченкова Таисия Осипова — у нее в квартире во время обыска были найдены наркотики, но близкие уверены, что ей их подбросили.

В Санкт-Петербурге состоялась акция у Гостиного двора, в результате которой было задержано более 60 человек. Согласно сообщениям в блогах, большую часть задержанных собираются продержать в различных ОВД до утра.

Ну а в Улан-Удэ акция была пресечена, а организаторы Надежда Низовкина и Татьяна Стецура, которых обожают задерживать и судить (обычно без повода) власти города, были задержаны, как и Лимонов в Москве, по выходе из квартиры. Позднее суд санкционировал их арест до 28 февраля в рамках давно длящегося дела о возбуждении ненависти против милиции.

Как сообщают в блогах, задержания в Москве проходили и возле другой площади, и куда более плодотворные — на подходах к Красной площади, где дежурит огромное число милиционеров и омоновцев, задержано около тысячи человек, большинство из них с неславянской внешностью. Милиция опасается столкновений — ранее русские националисты объявляли, что соберутся на Красной площади 31 декабря.

Версия для печати