За Конституцию, против эпатажа
Устроителям акций по 31-м числам в защиту статьи Конституции о свободе собраний в очередной раз не удалось договориться, и в результате каждая из двух конфликтующих сторон собирается провести свою акцию 31 марта. Сторонники Эдуарда Лимонова (среди заявителей — активисты «Другой России», «Солидарности», а также знаменитый советский диссидент Владимир Буковский) собираются провести митинг на Триумфальной площади, а оттуда отправиться шествием на Манежную. Сторонники Людмилы Алексеевой (с ней — правозащитники Валерий Борщев, Сергей Ковалев, Лев Пономарев, а также глава московского отделения Федерации автовладельцев России Сергей Канаев) намерены пройти шествием от Триумфальной по четной стороне тротуара Тверской улицы до Пушкинской площади и устроить свой митинг там. Акцию «группы Алексеевой» поддержало бюро федерального политсовета «Солидарности». На Триумфальную претендуют также охочие до крови граждан активисты «России молодой», у которых день донора почему-то регулярно приурочен к акциям Лимонова.
Так называемая «группа Алексеевой» выпустила заявление, разъясняющее свою позицию. В заявлении, подписанном Алексеевой, Борщевым, Канаевым, Ковалевым и Пономаревым, говорится:
«Власти, вынужденные отступить под давлением «Движения-31» (более официальное название «группы Алексеевой», в противовес «Стратегии-31», объединяющей сторонников Лимонова — ЕЖ), с очевидностью недобросовестны в выполнении своих обязательств. Можно говорить о перегородках, разделивших Триумфальную площадь вдоль и поперек под предлогом каких-то работ, которые так и не начаты вот уже более полугода. Или об искусственно затрудненных для участников митинга входе и выходе в отведенном им загоне. Но самое яркое доказательство циничного властного произвола, направленного против граждан, — бесстыдные лжесвидетельства милиционеров в судах о якобы имевших место административных правонарушениях. Лжесвидетельства, отчетливо видные всем — очевидцам, мировым судьям, сослуживцам клятвопреступников. И, главное, лжесвидетельства по заказу начальства, произносимые под торжественный звон пустопорожних речей государственных лиц о свободе, правосудии, демократии.
Вот почему в преддверии 31 марта была принята попытка преодолеть разногласия между заявителями «Стратегии-31», т.е. между наиболее неуступчивой их частью (назовем ее «группой Лимонова») и более умеренной и сдержанной «группой Алексеевой», в которую вошли нижеподписавшиеся. Попытка достигнуть соглашения и выработать общие требования, общую линию поведения не увенчалась успехом, да иначе и не могло быть. Причина — непреодолимое взаимное недоверие.
Эпатаж, нередко употребляемый нашими оппонентами, ведет к конфронтации, но уводит от конституционных проблем страны. Конституция очень просто теряется в пылу «битвы против перегородок».
Наша же цель — трудная, может быть прямо сейчас недостижимая: требование к власти соблюдать конституционные права и свободы граждан.
Мы намерены упрямо добиваться прямого и принципиального разговора и о выборах, и о правосудии, и о независимых СМИ, и о федерации. Наша власть, конечно, нелегитимна, но другой у нас нет. Да ведь и брежневская была не лучше. Однако весьма достойные (и уж совсем не трусливые) люди, А.Д. Сахаров, например, готовы были и пытались вести с нею прямой разговор.
По изложенным причинам мы решили не подавать уведомление на митинг на Триумфальной площади. Мы будем настаивать на согласовании шествия по тротуару от Триумфальной до Пушкинской площади, где хотим провести митинг не только в защиту статьи 31 Конституции, но и о праве на свободное волеизъявление граждан при открытой и равной избирательной конкуренции.
В этом и в будущем году — это более чем актуальная, хотя, разумеется, не единственная, тема гражданских выступлений».