НОВОСТИ

Украинский вопрос. А куда деваться?

В Московском центре Карнеги в рамках программы «Религия, общество и безопасность» состоялся семинар «Украинская православная церковь (Московского патриархата): между экзархатом и автокефалией».

С докладом выступил эксперт Центра восточноевропейских исследований политолог Андрей Окара. Докладчик начал с того, что если брать религиозную ситуацию на постсоветском пространстве, то в Украине можно зафиксировать особенно высокий уровень турбулентности — здесь существует целых четыре большие религиозные организации: Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ). И это не может не оказывать влияния на Россию, поскольку так исторически сложилось, что украинская православная проблематика имеет важное значение для российского православия — хотя бы по той причине, что до недавнего времени большинство священников в РПЦ были украинского происхождения. В Западной Украине, где Советской власти не было до 1939 года, основополагающий фактор идентичности человека — христианская вера, и это не могло не сказываться на церковной ситуации. Кроме того, уже с XVII века «русько-литовский фактор» имел сильное влияние на великорусское православие. Именно тогда царь Алексей Михайлович решил перевести из разряда абстракции в разряд политической практики идею о том, что он царь Великой, Белой и Малой Руси. Неизбежно возникшее взаимовлияние привело к тому, что украинский фактор стал не просто важным политическим, но и экзистенциальным фактором и рассматривается как непременное условие полноты русского православия, полноты православного мира. Вот почему украинский вопрос порождает такое количество заинтересованных реакций.

Далее выступающий перешел к церковной политике внутри Украины, заметив, что все четыре президента — два Леонида и два Виктора — каждый моделировал свой тип отношений с церковью.

Кравчук первым стал развивать ту политическую линию, что положение автономной церкви внутри РПЦ следует рассматривать как временное, как ступень к обретению автокефалии. Хотя и тогда часть епископата считала создание поместной церкви в Украине нецелесообразным, поскольку не видела необходимости создавать поместную церковь на едином географическом пространстве.

Кучма провозгласил курс на многовекторность, у него не было москвофобии, как у Кравчука, но он делал акцент на самодостаточности Украины. Именно при Кучме, несмотря все протесты Москвы, состоялся визит в Украину папы Иоанна Павла II.

Ющенко провозгласил курс на интеграцию с Западом и продвигал идею необходимости срочного создания поместной церкви. Сначала была надежда на преодоление раскола между УПЦ МП и УПЦ КП. Однако резко негативная реакция РПЦ показала иллюзорность этих планов. Тогда возникла идея легализовать УПЦ КП (не имеющую каноническорго статуса) в рамках Константинопольской юрисдикции. Но от этой схемы тоже пришлось отказаться, поскольку Вселенский патриарх Варфоломей оказался не готов признать каноничность УПЦ КП.

Позиция нынешнего президента Януковича такова: в Украине есть одна правильная церковь — УПЦ МП, другие неправильные, раскольничьи, поэтому он будет дружить только с УПЦ МП. Результат — религиозное пространство сужается в пользу одной юрисдикции. Пока, правда, дискриминация проявляется скорее на символически-репрезентативном уровне: на инаугурации Януковича благословлял только патриарх Кирилл, в прессе Янукович фигурирует только в церквях Московского патриархата, государственное телевидение не показало интронизацию нового главы УГКЦ Верховного архиепископа Святослава (Шевчука). Все президенты до Януковича демонстрировали свою равноприближенность ко всем конфессиям.

Тем не менее, считает докладчик, религиозная ситуация в Украине сейчас спокойнее, чем была в начале 90-х. УПЦ КП и УАПЦ продолжают оставаться неканоническими образованиями, но полемика вокруг них уже не такая жесткая. Равно и греко-католики начинают понимать, что главное — не их диалог с православными, а общий диалог всех конфессий с атеистическим миром. Идея статуса поместной украинской церкви все больше утверждается в греко-католическом сообществе. Тренд меняется от конфронтации к диалогу.

 

 

Версия для печати