Пряник на фоне кнута
Арт-группа «Война», членов которой избивают милиционеры и сочувствующие им, получила государственную премию в области современного искусства «Инновация». Причем премия была вручена художникам за скандальнейшую акцию «Х*й в плену у ФСБ». Эта акция была проведена в Санкт-Петербурге в ночь на 15 июня 2010 года: мужской половой орган, нарисованный на Литейном мосту, поднимался прямо перед окнами местного управления ФСБ, когда мост развели. Надо заметить, что при разных оценках деятельности арт-группы «Война» в блогах, большинство сходятся на том, что конкретно эта акция была удачной.
Государственная премия «Инновация» учреждена министерством культуры и Государственным центром современного искусства (ГЦСИ) и существует с 2005 года. В жюри этого года — главный хранитель и руководитель департамента искусства музеев Лувра Мари-Лор Бернадак, куратор Основного проекта Московской биеннале Петер Вайбель, искусствовед и куратор Екатерина Деготь, искусствовед и куратор Андрей Ерофеев, заведующий сектором современного искусства «Эрмитажа» Дмитрий Озерков, директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, арт-директор галереи Stella Art Foundaton Владимир Левашов и заместитель директора Красноярского музейного центра Сергей Ковалевский,. Победители в главной номинации «Произведение визуального искусства» (ими и стали члены «Войны») получат 400 тысяч рублей. Сначала акцию «Войны» внесли в шорт-лист премии, затем исключили, поскольку члены арт-группы не дали формального согласия на выдвижение своей работы, но потом все же включили обратно. Организаторы конкурса опубликовали на сайте «Инновации» обращение к художникам: «Организаторы конкурса «Инновация», несмотря на то, что вы в установленном порядке не дали своевременно своего согласия на участие в конкурсе, что является нарушением действующих правил конкурса, учитывая вашу непростую ситуацию, делают все возможное, чтобы сохранить вашу работу (акцию) “Член в плену у КГБ/Х.. в плену у ФСБ” в составе номинантов конкурса при условии согласия простого большинства Экспертного совета конкурса».
Никто из членов «Войны» и каких-либо их представителей на церемонии награждения 7 апреля в московском выставочном центре «Гараж» не присутствовал. Итак государство одной рукой избивает художников и пытается отнять у них детей, а другой — вручает премии, причем как раз за их искусство, возмущающее государство. Впрочем, наибольшее возмущение у государства вызвал не мужской половой орган на мосту, а акция «Дворцовый переворот», в рамках которой члены «Войны» переворачивали милицейские автомобили возле Михайловского замка. В связи с этой акцией против художников было заведено уголовное дело, некоторое время их держали под стражей, затем отпустили под залог.
Сами художники обвиняли государство в двуличии и заранее отказались от денежного вознаграждения. Затем они объявили, что их произведение народное и его судьба их не волнует.
Андрей Ерофеев (чья деятельность в области искусства, напомним, имеет своих агрессивных «поклонников», но, в основном, в рядах православных хоругвеносцев, которые, впрочем, тоже доходят до суда) заявил «Эху Москвы», что решение о присуждении премии «Война» вызвано не столько художественными достоинствами их произведений, сколько поддержкой протестных настроений так называемого стрит-арта.
Следует также отметить, что генеральный директор ГЦСИ Михаил Миндлин на цереомнии заявил, что премия, на самом деле, не вполне государственная и его учреждение к ее присуждению отношения не имеет — мол, решение о присуждении премии принимал экспертный совет. Позднее Министерство культуры сообщило, что не будет оспаривать решение экспертного совета. Таким образом государство все же несколько неуклюже открестилось от поощрения арт-группы «Война». Однако учредителями премии от этого государственные министерство и институт быть не перестали.
Еще один художник, попавший в поле зрения властей, Артем Лоскутов, устраивающий в Новосибирске безобидные абсурдистские «Монстрации» получил премию в номинации «Региональный проект современного искусства». Лоскутова судили за хранение наркотиков, художник и его близкие уверены, что наркотики ему подбросили.