А есть ли дело?
Михаил Прохоров, открыв второй день съезда «Правого дела», повторил, что первый день был ознаменован попыткой рейдерского захвата. Однако если 14 сентября он еще был готов бороться, исключил из партии своих недругов Андрея Богданова и братьев Сергея и Александра Рявкиных, на чьих партиях в трудах и муках создавалось и выращивалось «Правое дело», и собирался предложить съезду уволить главу исполкома Андрея Дунаева, одного из создателей и растителей, то 15 сентября он заявил, что судиться за «Правое дело» тяжело: «Документы нам не отдали, мандатная комиссия никого не пустила». Поэтому Прохоров предложил своим сторонникам «либо имитировать, что мы делаем регистрацию, вступать в непонятную конфронтацию, в этом смысле подставлять, в том числе вас, ваш бизнес» (он сам добавил, что к такому варианту не готов), либо «отказаться от участия» в «Правом деле» и создавать новую партию. Прохоров пообещал поговорить с руководством страны. «Начнем с общественного движения, потом займемся политической партией, потому что руководство страны в настоящий момент самоустранилось», — подытожил он. Судя по всему, это уже не к нынешним выборам. Уже и ЦИК заявил, что если Прохоров сейчас создаст новое движение, то в выборах 2011 года оно участвовать не будет. Позднее Прохоров и сам сказал, что в грядущих думских выборах участвовать не собирается, но и из политики не уйдет.
Позднее Прохоров и глава фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман, из-за которого формально разгорелся скандал, поскольку Прохоров включил его в предвыборный списк, а Кремлю это не понравилось, объявили, что выходят из партии.
С Прохоровым — певица Алла Пугачева, актер Леонид Ярмольник, музыкант Андрей Макаревич, режиссер Павел Лунгин, тележурналист Александр Любимов, которому в теневом правительстве был предложен пост министра СМИ.
Одновременно противники Прохорова проводят свой съезд (впрочем, Прохоров сразу сказал, что мероприятие, на котором собрались его сторонники, это уже не съезд, поскольку его противники сфальсифицировали съезд партии). Туда приехали, в частности, один из бывших сопредседателей партии Георгий Бовт и лидер московского областного отделения Борис Надеждин, а также обиженные Прохоровым Богданов и Дунаев. Антипрохоровский съезд проголосовал за отстранение лидера и отменил его решение об исключении Богданова. Богданов позднее заявил, что останется рядовым членом партии, а входить в руководство не будет.
Позднее съезд избрал временно исполняющим обязанности председателя партии Андрея Дунаева. Решение вопроса о будущем постоянном председателе пока отложено.
Что касается еще одного бывшего сопредседателя Леонида Гозмана, который отвечал за привод в «Правое дело» обломков Союза Правых Сил, то он заявил, что в новую партию Прохорова вступать не будет, поскольку это, по его мнению, «задача заведомо проигрышная, проигранная на старте». Но и успех собственно «Правого дела», на взгляд Гозмана, в нынешней ситуации маловероятен. «Мы не за Прохорова и не против Прохорова. Мы за то, чтобы в России была либеральная партия, чтобы либеральная партия была представлена в Госдуме. Драка, которая сейчас идет, наносит гигантский ущерб», — цитирует слова Гозмана РИА «Новости». Он, правда, не уточнил, кого он имеет в виду, говоря «мы».
Надеждин признал, что без Прохорова партии будет сложно попасть в Думу и что найти замену строптивому лидеру будет нелегко. Бовт, осудивший Прохорова за привлечение к подготовке предвыборной кампании технологов с Украины, заявил, что вообще не видит адекватной замены. Вместе с тем оба они убеждены, что партия все равно на выборы пойдет.
Воистину, прав был Виктор Степанович Черномырдин, сказав: «Правое дело» — нет такого дела!» Таков был его ответ в 1999 году на предложение объединиться в преддверии очередных парламентских выборов с блоком, который тогда назывался «Правое дело», а позднее стал называться Союзом Правых Сил и триумфально вошел в Думу при поддержке будущего президента Владимира Путина. Шли годы, Союз Правых Сил ссорился и мирился с властью, потом наконец растерял свои силы и уже сам стал одной из составных частей нового, совсем уж откровенно кремлевского «Правого дела» вместе с Демократической партией России и «Гражданской силой». С самого начала у искусственного либерального проекта не задалось: то главой московского отделения назначили кого-то не того, то с выборами в Мосгордуму пролетели. Триумвират Бовт-Гозман-Титов, стоявший во главе партии, все больше напоминал не то крыловский воз, не то крыловский же квартет. Искали-искали нового единоличного лидера, наконец явился Михаил Прохоров, и потенциальные избиратели воспряли духом. Впрочем, опять не задалось: Прохоров показался хозяевам «Правого дела» слишком самостоятельным. Не совсем понятно, правда, на что он рассчитывал, пытаясь отвоевать у Кремля право самому все решать. Отчасти это напоминает бунт в магазине игрушек. Однако Прохоров настроен решительно и заявляет, что сделает все, чтобы отправить в отставку не кого-нибудь, а самого заместителя главы президентской администрации Владислава Суркова. Ну-ну.
«Коммерсантъ» меж тем пишет, что Сурков уже с начала недели встречался с потенциальными кандидатами на пост лидера «Правого дела». Говорили с бывшим сопредседателем Борисом Титовым, но он отказался. Вроде как отказался и губернатор Кировской области Никита Белых, бывший лидер Союза Правых Сил, после ухода которого партия и влилась в «Правое дело».