НОВОСТИ

Жизнь есть

5 ДЕКАБРЯ 2011 г. СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК

Презентация новой книги игумена Петра (Мещеринова) «Жизнь в Церкви» (Опыт катехизического изложения) состоялась в Культурном центре «Покровские ворота», сообщает "Благовест-инфо". Книга, вышедшая в 2011 г. в издательстве «Лепта Книга», представляет собой цикл катехизических бесед. Как пишет автор в предисловии, это «попытка целостного изложения церковного учения и практики для людей, только вошедших в Церковь». Презентацию вела журналист Ксения Лученко.

Представляя издание, автор пояснил, что основу книги составляют катехизические лекции, которые он читал в течение ряда лет в Центре духовного развитиям детей и молодежи при Даниловом монастыре (ЦДРМ). Первый опыт издания этого цикла — книга «Беседы о вере и Церкви», которая вышла в 2004 г. Шло время, лекции в ЦДРМ и общение с молодежью продолжались, на исповедь приходили люди и задавали вопросы, ответить на которые в двух словах было невозможно и хотелось дать им книгу… Однако среди большого количества церковной литературы в поле зрения о. Петра не попадало подходящего «церковного пособия»: цельного, краткого, написанного современным языком. Пришлось написать такую книгу самому.

По мнению главного редактора «Лепты» Ольги Голосовой, в книге «нет вранья — не только читателю, но и самому себе». Кроме того, в курсе лекций автору удалось передать ту особую радость Царства, которую явил Христос и о которой так часто забывают православные авторы, сказала она.

«Жизнь в Церкви» — это название книги кажется очень общим, но протоиерей Георгий Митрофанов обнаружил в нем особый смысл. «Представляю оппонентов о. Петра. Они скажут: «Ага, значит, в Церкви нет жизни, а он считает себя носителем жизни!». У меня ощущение, что у нас жизни нет вообще. У нас уже несколько поколений не живших, а выживавших. Люди духовно надорвались не в одном поколении, им свойственно нежелание, неумение, неспособность жить. Многие думают, что и в Церкви можно не жить: успокоиться в новой нирване, не брать на себя ответственность… О. Петр пытается показать, что жизнь есть и что она именно в Церкви, что она требует больших усилий». О. Георгий также отметил «правду о. Петра»: «Хватит говорить о любви, о сострадании  — это в Церкви такой же дефицит, как и в обществе». «Давайте перестанем врать друг другу в Церкви и начнем в Церкви жить», — сказал священник. Жизнь, правда, христоцентричность — вот, по его мнению, три ключевых понятия для характеристики книги.

О. Илия Соловьев, историк по светскому образованию, представил ретроспективный анализ соотношения веры и просвещения в русском народе в ХХ в., и выводы его оказались напрямую связаны с оценкой труда о. Петра. «Второе крещение Руси» в 1990-е гг. не сопровождалось просвещением в той степени, которой требовали масштабы этого явления. А сейчас отношение к Церкви меняется, и не только в положительную сторону. Это вина всех членов Церкви: мы недостаточно донесли до людей евангельское Благовестие, взяли в качестве образца схоластические дореволюционные учебники. Сегодня Церковь как никогда нуждается в живом слове о Христе, его ждет все современное общество», — сказал о. Илия, подчеркнув, что «с чистой совестью» готов рекомендовать книгу о. Петра всем.

Священник из Рязани о. Константин Камышанов прочел книгу и не сомневается, что она будет очень востребована в Рязанской епархии. «Большинство рязанских священников уже не могут по-старому, проснулся какой-то вулкан…», — так охарактеризовал он потребность в новом слове в той среде, которую хорошо знает. По его словам, Церковь должна не только «давать ответы на вопросы», «разгребать народное горе», но «предложить любовь, зажигать людям сердца».

О. Димитрий Свердлов полагает, что книга о. Петра является пока единственной работой на новом витке развития этого жанра — систематического изложения вероучения. Такую книгу надо не просто переиздавать, но все время продолжать писать дальше, с участием новых авторов и с учетом того, что «новый опыт Церкви входит в новые социальные реалии».

 

Версия для печати