Как Владимир Соловьев «прокакал» Россию
Это не я про него. Это он сам так про себя. Ну и про всех нас, разумеется. Вообще, в этой утренней программе «Серебряного дождя», что я с любопытством слушал по дороге на работу, прозвучало много милых откровений. Читатель вправе скривиться: что, мол, неужели больше по радио ничего не передавали? Каюсь – передавали. В свое оправдание могу лишь откровенно признаться в постыдной слабости: как только на «Эхе» начинает звучать нежный голос Татьяны Лямзиной, очень убедительно рассказывающей о моих медицинских проблемах, я принимаюсь нервно тыкать в кнопки радиоприемника. Вот так я и оказался на «Серебряном дожде».
И в этом месте предвижу град упреков – ну попал ты случайно на Соловьева, ну задержался на нем по каким-то причинам. Мало ли, что человек позволяет себе, когда он один и на него никто не смотрит? Но зачем же нас во все это погружать? А то мы не знаем, кто такой Соловьев. Что ж, может, еще и полемизировать с ним?
Нет, дорогой мой читатель, полемизировать с Соловьевым я, разумеется, не стану. И, кстати говоря, вовсе не потому, что все, что он делает, говорит и показывает, примитивно, банально и скучно до зубного зуда. Тут дело совершенно в другом. Полемизировать можно (и нужно) с позицией. А Владимир Соловьев – это не позиция. Владимир Соловьев – это функция.
Так часто происходит с людьми. Вот живет человек, ходит на работу, делает что-то и постепенно, может, даже незаметно для себя, превращается в инструмент. Так хорошо еще, если в инструмент. Чаще – в винтик, шарнирчик, привод тупой машины. Но не будем понапрасну обижать Соловьева. Он, конечно, не винтик. Он важная птица. Ему отведена заметная роль в масштабном и многоактном спектакле.
В Кремле (или на Кремль) работают самые разные люди. Одним поручено грабить ЮКОС и держать его руководителей в тюрьме, другим – объяснять народонаселению (ну, чтобы оно не очень переживало), почему это необходимо делать. Почему России не нужна свободная пресса, почему суды должны быть контролируемыми, почему губернаторов лучше назначать, а не выбирать и т.д. Другими словами – почему путинский режим оптимален для сегодняшней России.
Я, разумеется, намеренно упрощаю. Владимир Соловьев (или те, кто разрабатывает его легенду) все-таки не так прямолинеен. Он же не говорит, что все хорошо. Он говорит, что просто мы лучшего не достойны. Каков народ, такова и власть – это, кстати, его основная идеологема. Дескать, все вместе «прокакали» Россию, так что нечего теперь жаловаться. Вроде бы абсолютно примитивная мысль, даже возражений не заслуживающая. Ну так они у него все такие. Но в том-то и суть проекта «Владимир Соловьев» – внедрять в головы людей чушь через человека, имеющего определенный авторитет.
Понятно, что первому попавшемуся авторитет не нагуляешь. Надо, чтобы была харизма, чтобы худо-бедно в голове водились какие-нибудь мысли, которые можно выдать за принципы, чтобы умел складывать из слов предложения, чтобы обладал изрядной долей здорового цинизма. При наличии таких качеств человек на программе может приобнять Ирину Хакамаду, доброжелательно трепаться с Борисом Немцовым, с пониманием кивнуть Явлинскому, давая понять той самой демократической аудитории, что он, конечно же, свой в доску. А в кулуарах еще и подмигнет: мол, вы же все понимаете, просто у меня работа такая. В сущности это программа внедрения в чужеродный социум. Фактически – во враждебную (если не сказать вражескую) среду. А с другой стороны, и про самого себя всегда приятно подумать: вообще-то я, конечно, либерал и демократ до мозга костей, но деньги – тоже неплохая штука.
Но главное в случае с Соловьевым – его несомненная способность к самосовершенствованию. Понятно, что тексты он пишет сам. Но я даже думаю, что его уже особенно никто и не инструктирует.
В той программе, на которую я случайно наткнулся, кремлевский агитатор и пропагандист нес Виктора Шендеровича, решившего побороться за депутатский мандат. Ни секунды не сомневаюсь, что Сурков Соловьева об этом не просил. Разве что обронил в телефонном разговоре что-нибудь вроде «…вот же сволочи, из всего хотят балаган сделать. Вот и сатирик в Думу намылился. Им бы лишь власть попинать…». И уже в программе Соловьева звучат слова о паяце и клоуне, который пытается пролезть не куда-нибудь, а в Думу, где решается так много важных вопросов, где депутаты денно и нощно бьются за интересы своих избирателей… .
Нет, дорогой мой читатель, я не собирался с этим полемизировать, я и не буду. Но все же возьму на себя смелость призвать вас к соблюдению режима личной гигиены: не стоит лишний раз засорять себе мозги всякой пропагандистской бредятиной. И сам обещаю впредь подобными глупостями не баловаться. Соберу остатки воли в кулак и буду слушать про надвигающийся инфаркт. А лучше – переключусь на «Русское радио». Там песни поют.