Пятница, тринадцатое
Поистине знаменательный день в истории Государственной Думы. 13 июля принят закон об НКО, навешивающий на всяких зловредных деятелей, питающейся с руки мировой закулисы, ярлык иностранного агента, и возвращена в Уголовный кодекс статья о клевете, убранная оттуда менее года назад.
За закон об НКО проголосовали 374 депутата. Ко второму чтению были учтены предложения Путина, согласно которым его действие не распространяется на религиозные организации, госкорпорации и госкомпании, а также созданные ими НКО, плюс государственные, муниципальные и бюджетные учреждения. Кто-то сомневался?
За восстановление статьи о клевете проголосовали 238 депутатов. Ко второму чтению было решено не наказывать за клевету тюремным сроком, однако существенно увеличить максимальный штраф — до пяти миллионов рублей.
За распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, штраф составит до 500 тысяч рублей. Клевета с использованием служебного положения наказывается штрафом до 2 миллионов рублей.
Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрируемом произведении или СМИ, будет караться штрафом до 1 миллиона. (Эпиграммы точно нельзя будет писать.) Клевета с использованием служебного положения наказывается штрафом до двух миллионов рублей.
Максимальный штраф за клевету о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих, а равно за клевету, соединенную с обвинением лица в совершении преступления сексуального характера, предлагается установить в размере до трех миллионов.
Клевету, соединенную с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, предлагается наказываться штрафом до пяти миллионов рублей, что в десять раз выше предлагавшихся ранее санкций.
Вводится также новая статья: «клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава». Ну как же, суд же у нас самый гуманный и справедливый. И неподкупный. Клевета в отношении этих лиц в связи с производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта карается штрафом до миллиона рублей.
Те же деяния, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, предлагается карать штрафом до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до 480 часов.
Здесь следует в очередной раз напомнить о важнейшем слове «заведомо», про которое все забывают. Существует большой риск, что к штрафу, например, будут приговаривать за высказанные предположения о причастности представителей власти к преступлениям или вообще за критику. Логика возможна такая же, какая была, когда заводилось дело против химкинского журналиста Михаила Бекетова, предположившего, что мэр города Владимир Стрельченко причастен к поджогу его автомобиля: ведь и так совершенно понятно, что кристально честный мэр не может быть причастен к преступлению, а значит, утверждения об обратном — клевета.