НОВОСТИ

Камень преткновения

11 ДЕКАБРЯ 2012 г. СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК

Строительство православного культурного центра (собственно центр, храм и семинария) в Парижа откладывается. Договоренность о строительстве во Франции православного храма была достигнута между патриархом Алексием II и президентом Никола Саркози еще в 2007 году, во время личной встречи. В 2010-м Россия, выиграв конкурс, приобрела за 60 млн евро участок земли на набережной Бранли, рядом с Эйфелевой башней. Год спустя Россия организовала международный архитектурный конкурс на строительство храма и культурно-религиозного центра. Его выиграл испанский архитектор Мануэль Нуньес и российское агентство Arch group. Проект-победитель вызвал неоднозначную реакцию как французских православных, так и всего французского общества. Основная претензия: проект эклектичен, не вписывается в архитектурный ландшафт набережных Сены, которые находятся под охраной ЮНЕСКО. Строительство должно было начаться в конце этого года, но тут решительно воспротивились власти города Парижа — они не против комплекса как такового, но просят пересмотреть проект.
Журнал "Огонек" поговорил с главным редактором авторитетного архитектурного журнала d'Architectures Эмманюэлем Каем, который в курсе дела, и тот объяснил, что смущает в проекте.

Во-первых, неловкое смешение старинного и современного — предполагалось возведение храма с пятью золотыми куполами, покрытого общей волнистой стеклянной "крышей", которая должна символизировать Покров Богородицы. "Получился китч, — говорит Эммануэль Кай. — На муляж православной церкви прилепили стереотип современной архитектуры, стеклянную вуаль..."

По его мнению, проект не дает ответа на главный вопрос: что собой сегодня представляет Русская православная церковь и что она хочет выразить в этом новом храме. Как Русская православная церковь видит себя в Париже? "Это религия русских эмигрантов? Или религия современного российского неолиберализма? Пока это непонятно. А предстоит найти архитектурную форму, которая бы объясняла, что это за религия и что она делает в Париже..."

Наивные парижане. Ни Русская православная церковь, ни российское общество в целом вот уже сколько лет не могут ответить себе на этот вопрос. Результат тот же — эклектика и китч.

Версия для печати