В заложниках снова дети
Скандальнейшая история: преподаватель биологии, ученый, член жюри премии «Просветитель», прекрасный лектор, известный многим детям как «Карманный ученый» (так называются создаваемые им аудиопередачи для детей на разные научные темы) Илья Колмановский был уволен из московского лицея «Вторая школа». Об этом он написал на Facebook и рассказал различным изданиям. Поводом послужили, как он сказал, письма в школу в связи с тем, что он участвовал в пикете 25 января у Думы против законопроекта о запрете пропаганды гомосексуализма. Против пикетчиков вышли хулиганы, называющие себя православными, которые кидали в собравшихся яйца и провоцировали драки, но полиция задержала только участников пикета. В письмах в школу авторы, называющие себя родителями учащихся во Второй школе детей, возмущались тем, что Колмановский якобы «публично объявил себя гомосексуалистом на митинге в защиту сексуальных меншинств» (что не соответствует действительности, Колмановский пытался спорить со своими так называемыми оппонентами, доказывая как ученый, что зрелище целующейся однополой пары или информация о том, что гомосексуализм не является отклонением, не могут стать причиной того, что человек стал гомосексуалистом). Они утверждали, что «данному лицу не место среди детей» (тем самым ставя знак равенства между гомосексуализмом и педофилией), и грозили обратиться в государственные органы, если школа не внемлет.
Школа вняла. Сначала завуч школы Александр Ковальджи написал, мягко говоря, странное письмо предполагаемым родителям, в котором говорилось, что «И.Колмановский отличный семьянин, у него замечательная жена и две дочки, и никаких слухов о том, что он «гуляет» на стороне, не было и в помине», что Колмановский поступил «неумно», что он набивает себе шишки, но «рикошетом достается и всем окружающим», и пообещал «выбивать глупость из молодого человека». Затем, по словам самого Колмановского, директор школы Владимир Овчинников объявил, что увольняет его.
Все это стало известно вечером 28 января и вызвало бурю в Facebook и некоторых средствах массовой информации. Уже утром 29 января РИА «Новости» сообщило, что, по словам Овчинникова, никто Колмановского не увольнял. В разговоре с Колмановским ранее директор напирал на то, что его можно легко уволить, поскольку тот не в штате. Примерно об этом он успел сказать и журналу «Большой город»: мол, увольнение Колмановского вынужденное и формальное, поскольку наконец-то школа нашла биолога в штат. Теперь же он заявляет, что Колмановский работал и будет работать в школе.
Уместно отметить, что Вторая школа в 1960-е годы считалась одной из лучших школ в Москве, здесь преподавали выдающиеся педагоги, как математики (Израиль Гельфанд) и физики (Юрий Климонтович), так и преподаватели литературы (Виктор Камянов). Однако во время борьбы с инакомыслием в 1971 году школа была фактически разгромлена. Не избежал увольнения и сам Владимир Овчинников, ее первый директор. До этого, еще в 1968 году, из школы был вынужден уйти по собственному желанию учитель литературы Анатолий Якобсон, известный филолог, один из членов Инициативной группы, организованной советскими диссидентами.
Школа все же продолжала свое существование, и в 2002 году Овчинников вернулся на пост директора. Следует заметить, что сегодня, в условиях принятия чудовищного закона об образовании, все так называемые необычные школы фактически висят на волоске — об этом писал на Facebook тот же Колмановский. Их легко могут закрыть или слить с другой школой, а особую программу свернуть. Известно, что Вторая школа боролась с законом об образовании, в частности, весьма резко выступал упомянутый выше завуч Александр Ковальджи. Страх директоров понятен. И все же крайними, как это уже бывало, оказались дети, у которых отобрали (или по крайней мере попытались отобрать, если директор все же не станет его увольнять) уникального учителя. Ну а позорнейший закон, как оказалось, уже фактически действует, хотя был принят Думой только в первом чтении. И напоследок, для тех, кто этого скорее всего не услышит: на пикете Колмановский занимался, в частности, тем, чему учит школа — защищал слабых.