«За штат» священникам не грозит
Сотрудники патриархии поспешили заверить, что не собираются принудительно отправлять за штат священников, достигших 75-летнего возраста. Первым опровержение на своей странице в Facebook дал архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской патриархии, нехотя признав, что речь идет об ошибке. По словам архим. Саввы, на самом деле речь идет не о почислении клириков за штат, а об освобождении их от административных постов в соответствии с новой редакцией Устава. Последующие комментарии уже не упоминали об ошибке, представляя дело как борьбу с беспочвенными слухами. По крайней мере, так можно понять комментарии секретаря Московской епархии протоиерея Владимира Дивакова и протодьякона Андрея Кураева.
При этом внятного объяснения, кто же все-таки разослал злополучный циркуляр, так и не последовало. До вечера четверга на сайте благочиния Богоявленского округа Москвы был размещен следующий текст циркуляра (орфография сохранена):
В связи с настоящим решением Архиерейского Собора, священнослужители, достигшие 75-ти лет, должны подать на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошение о почислении за штат. Прошение следует подать Управляющему Центальным викариатством архиепископу Истринскому Арсению до 15 марта с.г.
Священнослужители, которые в будущем достигнут возраста 75-ти лет, также должны будут подать соответствующее прошение на имя Святейшего Патриарха.
Вечером четверга этот текст изменился на следующий:
В связи с настоящим решением Архиерейского Собора, священнослужители, занимающие ответственные должности и достигшие 75-ти лет, обязаны подавать на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошение об освобождении от руководящей должности. Прошение следует подавать Первому викарию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Управляющему Центральным викариатством архиепископу Истринскому Арсению.
Тем не менее, исходный текст по-прежнему доступен в кэше Google. Приходится признать, что, во-первых, циркуляр об уходе за штат был разослан без ведома высшего церковного руководства, а во-вторых, сотрудникам патриархии, старающимся замять скандал, очень не хочется признавать ошибки — свои или своих подчиненных.