Госдума разобралась с чувствами
Госдума приняла во втором чтении законопроект о защите чувств верующих с поправками, снижающими максимальное наказание за соответствующие преступления с пяти лет лишения свободы до трех, сообщает "Интерфакс-Религия". За принятие законопроекта проголосовали 304 депутата, против — 4, один воздержался.
Во время первого чтения предлагалось ввести в УК РФ отдельную статью 243.1 (оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан или осквернение объектов и предметов религиозного почитания, мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний).
Во втором чтении было решено не вводить в УК отдельную статью, а расширить уже существующую — ст. 148 (воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий).
В эту статью вносятся положения о санкциях за "публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих". За это предлагается наказывать штрафом в размере до 300 тыс. рублей или зарплаты осужденного за период до двух лет, обязательными работами на срок до 240 часов, принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года.
Таким образом, принятая во втором чтении поправка смягчает наказание, поскольку в первоначальном варианте законопроекта максимальный срок лишения свободы за оскорбление чувств верующих был равен трем годам.
Также во втором чтении было предусмотрено, что, если указанные деяния совершены в местах, специально предназначенных для отправления богослужения, других религиозных обрядов и церемоний, они наказываются штрафом в размере до 500 тыс. рублей или зарплаты осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового. Изначально максимальным наказанием за эти деяния предлагалось установить срок до пяти лет.
Принята и поправка к норме законопроекта, вносящей изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях. За "умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики, либо их порча или уничтожение" предложено наказывать граждан штрафом от 30 тыс. до 50 тыс.рублей либо обязательными работами на срок до 120 часов, а должностных лиц — штрафом от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
В этой норме поправкой расширен набор санкций. Также в нее включается "осквернение предметов религиозного почитания", которое в версии законопроекта на этапе первого чтения было отнесено не к административным правонарушениям, а к уголовным преступлениям, и максимальное наказание за него достигало пяти лет лишения свободы.
Кроме того, принята поправка об ужесточении уголовной ответственности за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или отправлению религиозных обрядов и церемоний, предусмотренной ст.148. В частности, предложено увеличить максимальный штраф, предусмотренный за эти деяния, с 80 тыс. до 300 тыс. рублей.
Кроме того, если эти деяния совершены с использованием служебного положения или с применением насилия, за это предложено наказывать штрафом в размере до 200 тыс. рублей или зарплаты осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
При этом Госдума отклонила поправку депутата от КПРФ Олега Смолина, который предложил исключить из закона положения, касающиеся религиозных убеждений и чувств. "Понятие "оскорбление чувств" не поддается юридическому определению. Радикально настроенные верующие всегда могут посчитать, что их оскорбляет сама другая вера или неверие как таковое", — сказал Смолин при обсуждении законопроекта. По его мнению, законопроект нарушает права "нерелигиозных людей". "Почему религиозные чувства защищаются отдельно, а нерелигиозные не защищаются?" — задает он вопрос.
Одновременно в тексте законопроекта, представленном ко второму чтению, не были учтены ни требования общественности, в частности, Совета по правам человека при президенте РФ, ни рекомендации Правового управления Госдумы.
Некоторые эксперты считают, что новый состав ст. 148, сконструированный ко второму чтению, не поддается никакому разумному доказыванию. В результате закон открывает новые возможности для произвольного правоприменения, а заодно для экспансии религиозных понятий в нашу светскую правовую систему.