Что-то не заметили
Европейский суд по правам человека огласил решение, касающееся жалобы Михаила Ходорковского и Платона Лебедева на приговор по их первому делу. По мнению судей в Страсбурге, в уголовном преследовании бывшего главы ЮКОСа и бывшего главы МЕНАТЕП не было политического мотива.
Вместе с тем суд признал, что в рамках процесса была нарушена статья Европейской конвенции, гарантирующая право на уважение к частной и семейной жизни и на защиту собственности. Имел место несправедливый сбор и исследование доказательств судом первой инстанции и нарушения принципа адвокатской тайны. Кроме того, ЕСПЧ усмотрел нарушение прав в содержании подсудимых в железной клетке, препятствовании в их общении с адвокатами и отправке их в отдаленные колонии. Суд отметил также произвольность в признании ущерба в пользу российских налоговых органов и рямые попытки запугать адвокатов, работающих по делу в Европейском суде. Согласно решению суда, Россия должна устранить нарушения. По словам адвоката Ходорковского Каринны Москаленко, «несправедливость разбирательства была настолько значимой, что в соответствии с законодательством Российской Федерации для ее устранения требуется отмена обвинительных приговоров и, наконец-то, освобождение заявителей без дополнительной задержки». Вместе с тем требование Лебедева о возмещении имущественного вреда было отклонено.
В решении суда говорится, что определенные группы имели причины на то, чтобы повлиять на приговор, однако у суда нет оснований сделать вывод, что без этого влияния Ходорковский и Лебедев избежали бы обвинительного приговора, то есть не была нарушена статья о вынесении наказания исключительно на основании закона. Налоговое законодательство, по мнению ЕСПЧ, было применено «разумно и в соответствии с таким пониманием уклонения от уплаты налогов, которое вытекает из здравого смысла».
Позднее выяснилось, что пресс-релиз, из которого СМИ сделали вывод о том, что ЕСПЧ не усматривает в деле Ходорковского и Лебедева политический мотив, содержит ошибочные положения, и суд отозвал его.
Пресс-офис суда по правам человека признал, что в заголовке пресс-релиза неправильно заявлялось: «Обвинения против двух российских бизнесменов имели весомые основания, но судебное рассмотрение их дела было несправедливым, а направление их в отдаленные исправительные колонии — необоснованным». Нигде в постановлении ЕСПЧ не заявлял, что обвинения имели «весомые основания», говорится в специальном сообщении пресс-офиса. Таким образом, картина получается несколько иная — у обвинения весомых оснований не было, а Европейский суд вдобавок не исключает политического мотива у определенных групп. По словам Каринны Москаленко, это перекликается с выводом Суда, сделанным в мае 2011 года, о том, что арест и последующее содержание Ходорковского под стражей до 2005 года вызвали подозрения в политической мотивированности.