Забота о чистоте протеста
Согласно последнему исследованию социологической службы «Левада-центр» более четверти граждан России готовы принять участие в манифестациях против действующей власти, а более трети ответственность за закон о монетизации возложили на президента Путина.
Ну вот оно и свершилось. А ведь еще совсем недавно рассуждения высоколобого экспертного сообщества о перспективах путинского режима сводились к простой формуле: они безоблачны, пока цены на нефть бьют рекорды. Когда же редкие оптимисты время от времени позволяли себе робко усомниться в безупречности этой, на первый взгляд, железобетонной логики, говоря о том, что нынешняя власть – колосс на глиняных ногах, их точка зрения неизменно встречала пренебрежительную усмешку.
Все вышесказанное в равной степени относится и к нашим, с позволения сказать, политическим партиям. Их поведение, их стратегия указывали на то, что они давно и бесповоротно смирились с непреложным якобы фактом – Владимир Путин пришел надолго. Исходя из этого, формулировалась и главная задача. Хоть левые, хоть правые, декларируя готовность к борьбе на словах, на деле никогда не пытались бороться за власть, добровольно делегировав эту функцию Кремлю. Дескать, демократия у нас молодая, пока еще уродливая, и если с административным ресурсом на местах как-то можно тягаться, то замахиваться на главный пост страны или хотя бы на большинство в Думе бессмысленно – Кремль все равно уроет. А значит, нужно лавировать, пережидать, сохранять отношения с кремлевскими кукловодами, но не терять при этом лица. Главное – не выпадать из сложившейся политической системы и грамотно морочить голову спонсорам, торгуя своими лоббистскими возможностями, хоть внутри Думы, хоть за ее пределами. Только глупая и некомпетентная внутренняя политика центральной власти, просто никому не оставившая места на российском политическом поле, кроме ни на что не годной «Единой России», заставила их чуть-чуть шевелиться. Но, думается, интенсивная терапия этому больному уже не поможет.
Словом, нет ничего удивительного в том, что взрыв народной активности, вылившийся в массовые акции протеста против отмены натуральных льгот, застал российскую политическую элиту врасплох. Ее представители растерялись и начали говорить и делать глупости.
На первый взгляд может показаться, что КПРФ и, отчасти, «Яблоко» быстро справились с первоначальным шоком, уловили протестные настроения большой части российского общества и попытались забраться на эту волну. Однако и те, и другие действуют исключительно робко и с большой оглядкой. По одной простой причине – их лидеры до сих пор не верят, что ситуация радикально изменилась. Им кажется, что это просто наступил такой этап во взаимоотношениях между властью и народом – народ какое-то время побузит, власть особо рьяных посадит, а остальным заткнет рот копеечными подачками. На этом все и кончится, паровоз с места не сдвинется, все уйдет в пар. Дескать, по большому счету российский народ никакой другой власти не достоин, а, как известно, милые бранятся — только тешатся. Так зачем же в этих условиях сжигать за собой мосты, рубить канаты и, как любит говорить Владислав Сурков, становиться «не договоропригодными» в глазах больших кремлевских начальников? Жизнь завтра не кончается.
По-другому к массовым акциям протеста последнего времени отнеслись правые. Они сделали вид, что это их вообще не касается. Что эти самые массы — не их электорат. Правых понять можно: действительно, те, кто сегодня пытается бороться за свои права, ничего не говорят о торжестве либеральных идей, о необходимости структурных реформ, о модернизации экономики и о политическом плюрализме. Более того, вот сколько уже с начала года прошло антиправительственных и антипрезидентских демонстраций, так никто из митингующих не был замечен с томиком Гайдара в руках. И почему же они должны оказывать поддержку этим маргинальным пенсионерам и льготникам, которые выходят на улицу с портретами Сталина? (То, что они уже давно выходят и с антипутинскими лозунгами, в среде правых демократов как-то не принято замечать. Это – признак плохого тона.) Вот когда на площадях появится средний класс… Когда требования митингующих не будут им резать слух… Ну тогда, конечно…
Хочется сказать, что средний класс несомненно появится на улицах, просто потому что нынешняя власть не оставила ему другого выбора. Только класс этот точно обойдется без тех, кто сегодня гнушается даже попробовать защитить действительно обворованных и действительно обездоленных.
Либералам вторят и некоторые либеральные журналисты. Дескать, от тех страстей, что сегодня бушуют на улицах России, попахивает рогозинским фашизмом, что мы в полшаге от момента, когда полетят камни в витрины бутиков, а Москва озарится пламенем пылающих «Лексусов», что еще чуть-чуть и начнутся антисемитские погромы. Так разве не безответственно потворствовать толпе в угоду собственным политическим интересам? Ведь может наступить такое время, когда мы попросим президента Путина защитить нас от бушующих народных масс.
Те, кто так говорят и пишут, не учитывают один существенный момент. Изложенный сценарий как раз наиболее реалистичен в том случае, если отдать улицу Рогозину, если, высокомерно оставаясь в стороне, взирать на происходящее с высоты своих представлений о либеральной миссии интеллектуала в России. Вот тогда точно наступит момент, когда придется бежать к Путину за помощью.
На самом деле нынешняя ситуация доказывает, что годы прессинга путинского режима на российскую политическую элиту даром не прошли. Эта наша элита находится в совершенно плачевном и разобранном состоянии и, кажется, уже не способна реагировать ни на что живое. Она протухла и загнила на корню. Возродится ли на этом пепелище что-то стоящее, появятся ли какие-нибудь люди, от чьих слов загорятся наши глаза? А главное – люди, которые начнут уже что-то делать? Хочется верить, что появятся.
Вот, например, 15-го февраля в Москве пройдет заседание «Комитета – 2008». Возможно, ключевое. О том, что там будет происходить и что от этого заседания можно ожидать «Ежедневный журнал» расскажет завтра.