Превращение Церкви в эквивалент государственной идеологии – прямой путь к гибели поместной Русской Церкви. Так я перефразировал бы мнение правозащитников. Христова Церковь не может поместиться в рамки какой бы то ни было идеологии; тем более не может она обслуживать государственно-идеологические интересы современной российской власти, ибо они, как небо от земли, далеки не только от Евангельских заповедей, но и от элементарной человеческой этики. Следствием сервилизма в сегодняшних условиях неизбежно станет потеря церковным организмом своего нравственного и духовного стержня. К сожалению, тенденции такого рода ясно прослеживаются. Церковный истеблишмент занят сегодня исключительно идеологией: ищутся «традиционные ценности» (которые как обязательный элемент включают в себя неуважение к личности и даже возможность жертвовать ради этих ценностей чужими жизнями; ведётся активная борьба с «либерализмом»; отстаивается «свой путь» для России, суть которого сводится к тому, что «кругом враги»; с нетерпением жаждется восстановление монархии и т.д. В это время положение внутри самой Церкви отнюдь не радужное: миссия, катехизация, благотворительность, молодёжная работа, церковное образование и проч. держатся исключительно на энтузиастах, никакой системной деятельности в этих областях не ведётся. Почему бы не переключить нашу энергию с произнесения национально-патриотических словес на целенаправленную собственно церковную работу? Очевидно, идеологизация и жизнь по Евангелию друг друга исключают.
Есть ещё один аспект проблемы. Оставляя в стороне разбор содержания «письма академиков» и поддержавших их правозащитников, хочется обратить внимание на «ответное реагирование» церковной общественности. Для христианина, когда он сталкивается с каким-либо обвинением, единственно возможная реакция – задуматься: какой же повод дал я своим обвинителям, даже если их обвинение и несправедливо? В данной ситуации нужно спросить себя: а что же в нас, в современной церковной действительности, такого, что многие люди её «на дух», как говорится, не принимают? Только задав себе этот вопрос, можно встать на позицию других людей и увидеть – да, пусть они в чём-то и не правы, но есть и наша вина, что мы не находим диалога… Только такой подход продуктивен и по-настоящему церковен. Увы, мы идём другим путём. Вот типичный пример «православной реакции» на происходящее. Православный писатель Крупин пишет, обращаясь к академикам (славе и гордости нашего Отечества, между прочим): «Для вас и ваш интеллект, и ваши занятия наукой – это жалкие попытки замаскировать пустоту вашей души. Может быть вы, как и Дарвин, произошли от обезьяны и спрыгнули с дерева?» Инженер человеческих душ даже не осознаёт, что он элементарно хамит, выставляя Церковь далеко не в лучшем свете. Пока это хамство в отношении оппонентов будет основным содержанием реакции на критику в адрес подлинных или мнимых недостатков церковной жизни, видимых внешними людьми, – уважение к Церкви отнюдь не повысится… а это ещё одно побуждение прибегать к помощи власти для поднятия такого «уважения»…
Игумен Петр — сотрудник Патриаршего молодежного центра при Даниловом монастыре