«Церковь в нашей стране отделена от государства, но её невозможно отделить от общества». Этот, совершенно правильный по сути, тезис часто можно услышать, когда под вывеской «нравственного влияния на мир» идёт речь об обязательном преподавании ОПК, освящении ядерного оружия и т.п. На самом же деле «нравственное» влияние сегодня ровно обратное: не Церкви на общество, но общества на Церковь. Если поглядеть с этой точки зрения, что мы имеем сегодня в России? Феодальный, антигражданский, безнравственный атомизированный, там, где возможно, – криминализированный социум, исповедующий массовую и очень влиятельную религию. Религия эта – отнюдь не православие, что бы ни говорили нам социологические опросы. Это Религия Денег. Очевидно, что общество сегодня сильнее Церкви; хочет того последняя или нет, но, даже воодушевляясь искренним желанием послужить своему народу, Церковь не имеет методов этого служения, отличных от сложившихся в современном российском социуме.
Г-н Глазычев говорит, что высшая функция священника «в гражданском обществе… – это консолидация сообщества, части его». Но общество у нас не гражданское, поэтому забота об угождении начальству (порой отнюдь не церковному) и о зарабатывании себе на жизнь становятся для некоторых священников важнее Христова пастырства, которое не может не включать в себя нравственную гражданскую позицию. «Современный российский священник», считает В. Глазычев, «должен привлекать людей, в первую очередь, "силой самой свободной личности"…, когда ты видишь, что он реальный, а не криминальный авторитет». (Характерна высказанная г-ном Глазычевым как сама собою разумеющаяся мысль, что священник может быть криминальным авторитетом…) О, если бы все пастыри были сильными и свободными личностями! (Как, впрочем, и не пастыри!) Но для сегодняшнего социума сильная и свободная личность – очевидный и первый враг. Церковь, как я уже сказал, весьма зависит от влияния общества; на сегодняшний день в ней нет резервов, чтобы такие личности в недрах Церкви вызревали. Для этого нужно сознательное и нравственное противостояние социуму в тех аспектах его жизни, которые противоречат Евангелию и нравственности.
Например, основные проблемы сегодняшнего общественного организма – полная беззащитность людей перед государством. Суды наши не судят, правоохранительные органы не только не охраняют право, но грубо попирают его. Вот бы Церковь возвысила глас! Вот сразу бы приумножилось её реальное нравственное влияние на людей, в том числе, не исключено, и на власти предержащие! Но – нет, что вы… это же значит становиться на позицию «прав человека», «уважения к личности», «демократии», «западных ценностей» и защищать эти ценности – а вернее говоря, не абстрактные ценности, а живых людей, «малых сих», попечение о которых прямо заповедано нам Евангелием. Сегодня церковная идеология, наоборот, относится ко всему этому чуть ли не с ненавистью, а пропагандирует другие ценности – державнические, патриотические, «военно-полевые» и т.п. Сегодняшние священники в массе своей воспитаны именно на них… А раз так, то слова г-на Глазычева – не более чем пожелание, очень хорошее, но, увы, в настоящих условиях совершенно утопическое.
Игумен Петр — сотрудник Патриаршего молодежного центра при Свято-Даниловом монастыре