НОВОСТИ

По идее, тема прав человека должна быть весьма близка Церкви. Во-первых, защита слабых и обижаемых — прямая евангельская заповедь, а Церковь ведь и должна быть осуществлением Евангелия. Во-вторых, христианское мировоззрение позволяет найти правам человека в иерархии ценностей должное место, когда они будут находиться в гармонии не только с богоподобным достоинством и самоценностью человека, но и с его личными и общественными обязанностями, из такового достоинства вытекающими. Митрополит Кирилл не в первый раз поднимает эти проблемы; ещё на X Всемирном русском народном соборе он говорил, что Церковь должна стать во главе правозащитного движения.

Выступления председателя ОВЦС на тему прав человека есть не что иное, как официальная позиция священноначалия Русской церкви по этому вопросу. Сводится она к тому, что права человека игнорировать, а тем более попирать нельзя; другой вопрос, что основой понимания самой системы прав человека, с точки зрения Церкви,  должен быть не секулярный гуманизм, а Евангелие Христово. Но, на мой взгляд, к сожалению, отношение священноначалия к правам человека не слишком-то разделяется основной массой православных. Для, пожалуй,  большинства из них эта тема не имеет жизненного значения; многие же православные, в том числе и пастыри, прямо выступают против прав человека, считая саму идею их "либеральной", "пришедшей с Запада" (следовательно, порочной по определению), "разрушающей церковную и отечественную традицию", и т.п.

Можно только приветствовать любой конструктивный диалог или дискуссию по этому вопросу на международном уровне. Но мне представляется, что, параллельно с этим, сегодня крайне необходимо пастырское обсуждение этой темы внутри Церкви, чтобы нашими православными соотечественниками идеи человеколюбия не отвергались с ходу как заведомо "нецерковные", "чуждые" и "опасные" — как это, увы, происходит почти повсеместно в нашей приходской жизни.
Версия для печати