КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеРазные судьбы

24 ОКТЯБРЯ 2005 г. ЛЕОНИД РАДЗИХОВСКИЙ
коллаж ЕЖ
Про разные судьбы разноудаленных олигархов пишут много (странно, что Ходорковского не сослали на Чукотку – тов. Сталин со свойственным ему чувством юмора сделал бы именно так).
Но разноудаленность коснулась не только олигархов.

На похоронах Александра Николаевича Яковлева власть блистала своим полным отсутствием. Почему? Понятно – кто-то занят, кто-то в отъезде, у остальных «есть магнит попритягательнее». Но когда НИКТО (кроме Степашина) не пришел – «тенденция, однако». Тенденция у чиновников бывает одна – «есть указание». Чье? О, эта мучительная неизвестность… Да, кстати, и похоронили не на Новодевичьем, а сослали, как при жизни в Канаду, так после смерти на Троекуровское. И по ТВ «шумихи не поднимали», только Пушков выругался вдогонку бывшему начальнику, который помог ему сделать карьеру (кстати, на месте Сечина я бы задумался… а, впрочем, едва ли он питает иллюзии насчет «своего Пушкова» — умный человек…).

Понятно, что покойному Александру Николаевичу все равно. Как его родным – не берусь судить. Но все, что касается такого человека, как Яковлев, что при жизни, что после нее, все равно имеет политическую подоплеку. И подоплека эта ясна – неугоден, неблагонадежен! Конечно, если бы не Перестройка, то, вполне возможно, не вся нынешняя элита стала бы элитой… Благодарны ли они за это «мотору перестройки» Александру Яковлеву? Да нет как будто… Почему? «Гоги, ты помидор любишь?!» — «Кушать – да, а так – нет!»

Однако дело не в естественной человеческой неблагодарности. Александр Николаевич – символ. Символ Свободы, разрушения бюрократии, символ борьбы против КГБ, символ российской оранжевой революции, символ воодушевленных толп людей и хмельной свободы слова… И отношение к его памяти со стороны Кремля вполне символично: вы представляли апрель, ну а мы — ноябрь!

Что ж, никакая власть после «стабилизации» не любит вспоминать о революции, как старая ханжа не любит вспоминать свою «веселую молодость». Но всем людям нужны предки, а власти – идеологические предки, ведь ничто не вырастает из «ниоткуда».

И предки тут как тут – солидные, державно-православные, золочено-сусальные. Кто лучше справится с ролью «благородного Никологорского отца», чем потомственные «постельничие»? За версту объехав «мятежные похороны», президентский кортеж устремился прямо на дачу Михалковых – что и было достойно показано по ТВ. «Нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали».

Да, власть инстинктивно не любит бунтовщиков, даже тех, что объективно помогли ей стать властью. Власть нутром любит охранителей, тех, кто любит Власть (и завтра будет с тем же искусством любить власть — завтрашнюю), кто никогда не бывает утомлен солнцем чинов-орденов-золота-бриллиантов. Что ж, счастливая взаимная любовь, все логично и понятно.

Но есть вещи куда менее понятные – мне, во всяком случае.

Возвращаюсь к своему любимому полковнику Квачкову.
Нет, собственно о полковнике я все сказал, добавить нечего – «старый солдат, не знает слов любви. …Кроме любви к вооруженному мятежу, конечно».

Так вот-с. Квачков зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной думы – с очень неплохими шансами пройти, как вы понимаете: за него-то демос проголосует охотно, ведь он, слава богу, не демократ. Итак, зарегистрировали того, кто власть называет «оккупационной», а самого п… самого П… обзывает такими словами, что… нет, не могу повторить… я же не спецназовец, честное слово…

ПОЧЕМУ зарегистрировали? ПО ЗАКОНУ. Закон у нас – превыше власти. Ну и повезло, конечно: сообразительные адвокаты Квачкова сами отвезли заявление в избирательную комиссию и успели в срок. А тупицы — адвокаты Ходорковского (нет, зря все-таки их не выгнали из коллегии адвокатов, ей-ей, зря!) – не сообразили! Или в пробке застряли? А адвокаты Квачкова – не застряли. Пробились, так сказать…

Но есть нечто, что у нас даже ВЫШЕ ЗАКОНА. Что же это за штучка «посильнее Фауста Гете»? А вот Святая Свобода, конкретно – Безграничная Свобода СМИ! Ей у нас, в России то есть, и закон не писан!

Например, газета «Завтра» выходит с шапкой «НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОССТАНИЕ – ДА!» (как вы понимаете, это все то же интервью Квачкова). Закон о СМИ, закон о терроризме, до черта еще у нас есть законов… По глупым параграфам этих законов за призыв к насильственному свержению существующего строя, еще там за всякие шалости, можно СМИ и закрыть… В какой-нибудь копеечной Швейцарии, пожалуй, газету так завтра бы и закрыли – бух-гал-те-ры, не мы! Свободно призывать к свержению существующей власти можно только у нас, в России! «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». Дышит патриотическим перегаром прямо в лицо власти.

А власть – кротко улыбается: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гоняющих вас». Вот какая у нас власть! Другой такой и в мире не сыщешь…

Правда, на всех христианских чувств не напасешься.
С маниакальным упорством власть преследует НБП: фашисты! Что ж — согласен. Гнусная партия прыщавых недорослей во главе со «старым плейбоем», играющим своими живыми куклами… Понимаю даже яростные наезды власти («Наши») на демократов за их шашни (или видимость шашней?) все с той же НБП. Сам считаю, сам писал, что у демократов здесь должна быть полная ясность: ни стратегически, ни тактически — никак с фашистами (полу-,четверть- и более мелкими долями фашистов) дружить нельзя. Только в АБСОЛЮТНОМ противостоянии этим… — политический смысл существования демократов.

Все очень мило. Но если НБП «похожа» на фашистов, то, скажем, «национал-державная партия» Бориса Миронова — просто химически чистый раствор с наклейкой «НСДАП». И вот как раз на днях с удовольствием вижу на ОРТ заместителя лидера этой – как бы «ликвидированной» — партии. Причем передача называется не «Из зала суда», но тоже юридически – «Судите сами». Судите сами – лидера «национал-державников»? Нет, не совсем… Этот самый лидер в качестве «эксперта» судит с экрана о том, «убивать иностранных студентов – хорошо или не очень»?

Так кто поймет и объяснит: почему человека, называющего Путина «гауляйтером» и «главой оккупационного режима», регистрируют кандидатом в депутаты; почему призыв к вооруженному восстанию безнаказанно печатается в газете; почему лидера запрещенной нацистской организации пускают на госканал? Управляемая демократия… Так какова же цель такого управления?
Обсудить "Разные судьбы" на форуме
Версия для печати