Мы наш, мы новый мир построим
России, кажется, нашли национальную идею. Да, уже более или менее понятно, какая цель должна сплотить граждан и подвигнуть их на великие дела: мы научим зараженный релятивизмом мир, в первую очередь западный, абсолютным нравственным ценностям. Эту простенькую, но благородную задачу сформулировал вчера митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в своем интервью «Литературной газете». Начиная с Реформации, отказавшейся от абсолютного авторитета Церкви в толковании Священного писания и провозгласившей приоритет личного понимания Евангельской истины, Европа скатывается все ниже и ниже, сказал глава ОВЦС. И вот дошла до «плюрализма мнений», когда в правах уравниваются истина и ложь. В общем, прямиком идет к своей погибели. Но мы не дадим ей пропасть. А заодно и всему миру.
«Россия может стать прообразом нового мирового порядка, основа которого — не безличное единство в рамках стандарта, навязанного силой, что, безусловно, приведёт к цивилизационной катастрофе, а гармоничное сочетание культурного опыта, основанного на внешне различном, но сущностно едином восприятии абсолютных нравственных ценностей», — заявил владыка в интервью. То есть в России, если я правильно поняла митрополита Кирилла, абсолютные нравственные ценности уже восторжествовали, и всему миру только и остается, что брать с нас пример.
Вообще-то по большому счету спорить с митрополитом трудно: абсолютные нравственные ценности — вещь необходимая. Вот только следовать им куда труднее, чем изруганным за последний год представителями РПЦ правам человека. Особенно по разнарядке государства. Европа поняла это еще в Средние века, когда мучительно изживала теократию. (Кстати, несостоятельность теократического государства со всей очевидностью обнаружилась именно тогда, когда власть церковная окончательно и бесповоротно слилась с властью светской — неспособной надолго сосредотачиваться на абсолютных нравственных ценностях.) Вот негордая Европа и поставила перед собой, так сказать, программу минимум — скромные права человека. Но нам в России не к лицу мелочиться, нам подавай абсолют.
В России теократического государства в чистом виде никогда не было. И вот теперь митрополит Кирилл предлагает нам пережить этот волнующий момент истории, разом убивая своим предложением двух зайцев: заявив своим кредо абсолютные нравственные ценности, Россия отказывается от статуса светского государства (куда там «Основам православной культуры», которые священноначалие с таким рвением пыталось ввести в школах, преследуя не в последнюю очередь ровно ту же задачу — десекуляризацию общества). Ну и с поруганным величием России, которое оплакивают державники всех мастей, дело можно будет быстренько поправить. Это ли не великая задача, на решение которой мы поднимем все человечество?
Высказанные в интервью владыки соображения во многом повторяют идеи, прозвучавшие в начале октября на Мировом общественном форуме «Диалог цивилизаций», который проходил на греческом острове Родос. Современный мир становится (уже практически стал) однополярным, экспансии западной цивилизации необходим противовес — вот главный тезис участников конференции (впрочем, не новый). До тех пор пока Запад будет претендовать на мировоззренческую монополию, с угрозой терроризма не справиться. Альтернативой должна стать новая система взаимоотношений, основанная на социокультурной базе общих ценностей, признание религиозного жизненного уклада равноправным либерально-демократическому общественному устройству. Ну а дальше — создание сетевой модели управления мировыми процессам, эдакой рассеянной многополярности, — вот, с точки зрения Родоса, то единственное, что не позволит миру пойти наперекосяк.
Заметим, что, хотя все три года существования «Диалога цивилизаций» его сопредседателем с российской стороны выступает президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин (он же председатель Попечительского совета Центра национальной славы России и Фонда Андрея Первозванного), тон и настроение форума во многом задают православные деятели. Вообще российская общественность была представлена на Родосе как никакая другая: в этом году из 700 примерно участников россиян было никак не меньше 500. Очевидно, двум другим сопредседателям — индийскому футурологу Джагдишу Капуру и греческому судовладельцу Николасу Папаниколау — не удалось настолько же заинтересовать своих соотечественников проблемами межцивилизационного диалога (а может, просто у «РЖД» денег побольше).
Форум собирает самых разных людей: послов, министров и профессоров, космонавтов (на нынешнем, например, побывал Олег Атьков, что, впрочем, вполне естественно, ибо он заместитель Якунина в Попечительском совете ЦНСР), бизнесменов и музейщиков (директора Пушкинского музея Ирину Антонову в этом году сменил директор «Эрмитажа» Михаил Пиотровский). В общем, политическую, экономическую, интеллектуальную, духовную и прочую элиту, как записано в концепции организации. Темы докладов тоже бывают самые разные (в этом году работа шла в шести секциях, которые охватывали проблемы от откровенно политических до сугубо культурных и даже философских) – главное, чтобы они работали на «прибавление счастья», как записано в той же концепции.
Например, зампредседателя Отдела внешних церковных связей МП протоиерей Всеволод Чаплин в своем выступлении в очередной раз поделился, теперь уже с мировой общественностью, взглядами патриархийного руководства на права человека. Православные лидеры продолжают отстаивать «ценности веры, святынь, Отечества» как приоритетные по отношению к этим самым, на их взгляд, откровенно «эгоистическим» правам. В ОВЦС идет работа над концептуальным документом «по вопросам достоинства личности, прав человека и их места в религиозно-нравственной системе ценностей». Вчерашнее интервью митрополита Кирилла дает надежду, что права человека в этом документе не будут отринуты за полной ненадобностью, хотя есть все основания этого опасаться. Построение здорового общества возможно при «сочетании прав и свобод с традиционными нравственными ценностями», признал владыка. Добавив, впрочем, что «это достаточно сложно».
Вернемся, однако, к форуму, деятельность которого не исчерпывается ежегодными помпезными встречами на острове (фейерверки, обеды — все как полагается). В промежутках проходят рабочие конференции в разных странах — за три года состоялось не меньше пятнадцати: в Санкт-Петербурге, Дели, Варадеро (Куба). Необходимо развивать народную дипломатию, вырастить что-то вроде международного гражданского общества, считают участники встреч. И ведь не поспоришь — задачи все исключительно благородные. Жаль только, что решать их у себя дома, в России, участники форума почему-то не рвутся.
Родосский форум закончился 9 октября, и межцивилизационный «диалог» переместился на российские просторы. 10-го в городе Воронеже был убит студент-перуанец, еще двое иностранцев получили травмы. 13 октября в Санкт-Петербурге убит студент из Вьетнама. 17-го — опять нападение на студента-албанца в Воронеже. 18-19-го отметилась столица: избит студент из Конго и ранен очередной вьетнамец. 20 октября в Ростове-на-Дону неизвестные пырнули ножом в шею студента из Камеруна. Ксенофобия стремительно набирает силу, но отчего-то ни Центр национальной славы России, ни Русская православная церковь, чьи представители произносили на Родосе красивые и гордые слова, никак не откликнулись на происходящие на родине события.
Нельзя же считать откликом фразу митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия о том, что иностранным студентам в Воронеже «бояться абсолютно нечего, но надо быть осторожными», сказанную почти через месяц после трагедий. Ни ЦСНР, ни РПЦ, судя по всему, нимало не задумались о том, как повлиять на ситуацию, — во всяком случае, не поделились своими соображениями с общественностью, которую они намерены вовлекать в сетевое управление мировыми процессами. Или это как раз тот случай, когда «ценности веры» выше «эгоистического» права на жизнь?
Нет, скорее, все-таки дело в том, что торжественные международные форумы, «посвященные делу возрождения величия России» (еще одна формулировка из установочных документов организации), — это одно, а скучная проза жизни — совсем другое. А как было бы кстати потратить деньги, например, на укрепление нашей судебной системы, которая, из года в год спуская на тормозах вопиющие случаи преступлений на почве межнациональной розни, во многом ответственна за нынешнее состояние дел. Но нет, мы будем строить международное гражданское общество и учить всех абсолютным нравственным ценностям, хотя нам самим и до неабсолютных пока как до луны.
Наверное, вся беда в том, что многих представителей нашей элиты, как светской, так и церковной, больше всего волнует не межцивилизационный диалог и, увы, не абсолютные нравственные ценности, а вот то самое величие России. Между тем, если уж ориентироваться на евангельские истины, то не величия нам следует искать. Как известно, «сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12.9). Но отчего-то мало охотников к этому прислушаться.
Когда-то Советский Союз поддерживал мировое рабочее движение, приближающее мировую революцию, и в этом видел свое величие. Кажется, славная традиция возрождается, хотя величие теперь предложено строить совсем на другом.
Обсудить "Мы наш, мы новый мир построим" на форуме«Россия может стать прообразом нового мирового порядка, основа которого — не безличное единство в рамках стандарта, навязанного силой, что, безусловно, приведёт к цивилизационной катастрофе, а гармоничное сочетание культурного опыта, основанного на внешне различном, но сущностно едином восприятии абсолютных нравственных ценностей», — заявил владыка в интервью. То есть в России, если я правильно поняла митрополита Кирилла, абсолютные нравственные ценности уже восторжествовали, и всему миру только и остается, что брать с нас пример.
Вообще-то по большому счету спорить с митрополитом трудно: абсолютные нравственные ценности — вещь необходимая. Вот только следовать им куда труднее, чем изруганным за последний год представителями РПЦ правам человека. Особенно по разнарядке государства. Европа поняла это еще в Средние века, когда мучительно изживала теократию. (Кстати, несостоятельность теократического государства со всей очевидностью обнаружилась именно тогда, когда власть церковная окончательно и бесповоротно слилась с властью светской — неспособной надолго сосредотачиваться на абсолютных нравственных ценностях.) Вот негордая Европа и поставила перед собой, так сказать, программу минимум — скромные права человека. Но нам в России не к лицу мелочиться, нам подавай абсолют.
В России теократического государства в чистом виде никогда не было. И вот теперь митрополит Кирилл предлагает нам пережить этот волнующий момент истории, разом убивая своим предложением двух зайцев: заявив своим кредо абсолютные нравственные ценности, Россия отказывается от статуса светского государства (куда там «Основам православной культуры», которые священноначалие с таким рвением пыталось ввести в школах, преследуя не в последнюю очередь ровно ту же задачу — десекуляризацию общества). Ну и с поруганным величием России, которое оплакивают державники всех мастей, дело можно будет быстренько поправить. Это ли не великая задача, на решение которой мы поднимем все человечество?
Высказанные в интервью владыки соображения во многом повторяют идеи, прозвучавшие в начале октября на Мировом общественном форуме «Диалог цивилизаций», который проходил на греческом острове Родос. Современный мир становится (уже практически стал) однополярным, экспансии западной цивилизации необходим противовес — вот главный тезис участников конференции (впрочем, не новый). До тех пор пока Запад будет претендовать на мировоззренческую монополию, с угрозой терроризма не справиться. Альтернативой должна стать новая система взаимоотношений, основанная на социокультурной базе общих ценностей, признание религиозного жизненного уклада равноправным либерально-демократическому общественному устройству. Ну а дальше — создание сетевой модели управления мировыми процессам, эдакой рассеянной многополярности, — вот, с точки зрения Родоса, то единственное, что не позволит миру пойти наперекосяк.
Заметим, что, хотя все три года существования «Диалога цивилизаций» его сопредседателем с российской стороны выступает президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин (он же председатель Попечительского совета Центра национальной славы России и Фонда Андрея Первозванного), тон и настроение форума во многом задают православные деятели. Вообще российская общественность была представлена на Родосе как никакая другая: в этом году из 700 примерно участников россиян было никак не меньше 500. Очевидно, двум другим сопредседателям — индийскому футурологу Джагдишу Капуру и греческому судовладельцу Николасу Папаниколау — не удалось настолько же заинтересовать своих соотечественников проблемами межцивилизационного диалога (а может, просто у «РЖД» денег побольше).
Форум собирает самых разных людей: послов, министров и профессоров, космонавтов (на нынешнем, например, побывал Олег Атьков, что, впрочем, вполне естественно, ибо он заместитель Якунина в Попечительском совете ЦНСР), бизнесменов и музейщиков (директора Пушкинского музея Ирину Антонову в этом году сменил директор «Эрмитажа» Михаил Пиотровский). В общем, политическую, экономическую, интеллектуальную, духовную и прочую элиту, как записано в концепции организации. Темы докладов тоже бывают самые разные (в этом году работа шла в шести секциях, которые охватывали проблемы от откровенно политических до сугубо культурных и даже философских) – главное, чтобы они работали на «прибавление счастья», как записано в той же концепции.
Например, зампредседателя Отдела внешних церковных связей МП протоиерей Всеволод Чаплин в своем выступлении в очередной раз поделился, теперь уже с мировой общественностью, взглядами патриархийного руководства на права человека. Православные лидеры продолжают отстаивать «ценности веры, святынь, Отечества» как приоритетные по отношению к этим самым, на их взгляд, откровенно «эгоистическим» правам. В ОВЦС идет работа над концептуальным документом «по вопросам достоинства личности, прав человека и их места в религиозно-нравственной системе ценностей». Вчерашнее интервью митрополита Кирилла дает надежду, что права человека в этом документе не будут отринуты за полной ненадобностью, хотя есть все основания этого опасаться. Построение здорового общества возможно при «сочетании прав и свобод с традиционными нравственными ценностями», признал владыка. Добавив, впрочем, что «это достаточно сложно».
Вернемся, однако, к форуму, деятельность которого не исчерпывается ежегодными помпезными встречами на острове (фейерверки, обеды — все как полагается). В промежутках проходят рабочие конференции в разных странах — за три года состоялось не меньше пятнадцати: в Санкт-Петербурге, Дели, Варадеро (Куба). Необходимо развивать народную дипломатию, вырастить что-то вроде международного гражданского общества, считают участники встреч. И ведь не поспоришь — задачи все исключительно благородные. Жаль только, что решать их у себя дома, в России, участники форума почему-то не рвутся.
Родосский форум закончился 9 октября, и межцивилизационный «диалог» переместился на российские просторы. 10-го в городе Воронеже был убит студент-перуанец, еще двое иностранцев получили травмы. 13 октября в Санкт-Петербурге убит студент из Вьетнама. 17-го — опять нападение на студента-албанца в Воронеже. 18-19-го отметилась столица: избит студент из Конго и ранен очередной вьетнамец. 20 октября в Ростове-на-Дону неизвестные пырнули ножом в шею студента из Камеруна. Ксенофобия стремительно набирает силу, но отчего-то ни Центр национальной славы России, ни Русская православная церковь, чьи представители произносили на Родосе красивые и гордые слова, никак не откликнулись на происходящие на родине события.
Нельзя же считать откликом фразу митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия о том, что иностранным студентам в Воронеже «бояться абсолютно нечего, но надо быть осторожными», сказанную почти через месяц после трагедий. Ни ЦСНР, ни РПЦ, судя по всему, нимало не задумались о том, как повлиять на ситуацию, — во всяком случае, не поделились своими соображениями с общественностью, которую они намерены вовлекать в сетевое управление мировыми процессами. Или это как раз тот случай, когда «ценности веры» выше «эгоистического» права на жизнь?
Нет, скорее, все-таки дело в том, что торжественные международные форумы, «посвященные делу возрождения величия России» (еще одна формулировка из установочных документов организации), — это одно, а скучная проза жизни — совсем другое. А как было бы кстати потратить деньги, например, на укрепление нашей судебной системы, которая, из года в год спуская на тормозах вопиющие случаи преступлений на почве межнациональной розни, во многом ответственна за нынешнее состояние дел. Но нет, мы будем строить международное гражданское общество и учить всех абсолютным нравственным ценностям, хотя нам самим и до неабсолютных пока как до луны.
Наверное, вся беда в том, что многих представителей нашей элиты, как светской, так и церковной, больше всего волнует не межцивилизационный диалог и, увы, не абсолютные нравственные ценности, а вот то самое величие России. Между тем, если уж ориентироваться на евангельские истины, то не величия нам следует искать. Как известно, «сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12.9). Но отчего-то мало охотников к этому прислушаться.
Когда-то Советский Союз поддерживал мировое рабочее движение, приближающее мировую революцию, и в этом видел свое величие. Кажется, славная традиция возрождается, хотя величие теперь предложено строить совсем на другом.