Анализ письма Генеральному прокурору РФ "Еврейское счастье, русские слезы" от 11.01. 2005 г. Главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт
№ | Предъявлено (цитата из письма) | На самом деле |
1. | "В "Законах об идолопоклонстве" говорится, что "фигура из двух перекрещенных палок, которой поклоняются, запрещена к использованию" - то есть христианство причисляется к идолопоклонству и все предписания об отношении к идолопоклонникам ("акумам") подразумевают в России (стране с преобладающим православным вероисповеданием) прежде всего православных христиан (с. 389)". | 1. "Акум" - сокращение от: "те, кто верит в звезды и знаки зодиака". Таким образом, ни христиане вообще, ни православные христиане
в частности, не относятся в глазах евреев к идолопоклонникам. 2. Рабейну Яков Там, еврейский мыслитель XII века и внук Раши, сказал: "Если не еврей верит в единого Б-га, и если при этом он верит и в другие высшие силы, мы не относимся к нему как к идолопоклоннику". (Вавилонский Талмуд, комментарий Тосфот, трактат Санхедрим, 63 б). Это утверждение рабейну Тама вошло в Ѓалаху - еврейский закон, и зафиксировано в кодексе еврейских законов "Шульхан Арух" (раздел Орах Хаим, 156а). Таким образом, утверждение, что христиане, в том числе православные христиане, рассматриваются еврейской традицией как идолопоклонники, противоречит кодексу еврейских законов. 3. Приведенная цитата вырвана из контекста. Полностью текст говорит следующее: "Фигура из двух перекрещенных палок, которой поклоняются, запрещена к использованию, если ее предназначение для религиозных целей не отменено. Однако та же фигура, которую носят на шее просто для напоминания, разрешена к использованию". ( Кицур Шульхан Арух, глава 167: Законы идолопоклонства, п.5, с. 389.) 4. Еврею запрещено верить в каких-либо других Б-ов, кроме одного Б-га. Но для неевреев это не есть идолопоклонство (Талмуд, комментарий Тоcфот, трактат Санхедрим, 63Б; Шулхан Арух, раздел Орах Хаим, 156 А). |
2. | "Предписание при виде "идолопоклонского дома" (то есть храма) произносить ему проклятие: "Дом гордых выкорчует Б-г", а при виде разрушенного храма восклицать: "Б-г возмездия проявился!". Мало того, далее предлагается такой вариант этого предписания: "некоторые полагают, что речь идет о домах неевреев, живущих в мире, спокойствии и богатстве" (с. 389-390)". | 1. См. пункты 1.1 и 1.2. 2. Основываясь на комментариях рабейну Тама (см. пункт 1.2), некоторые раввины, как, например, доктор Мордехай Горовиц, живший в Германии в начале ХХ века, в ѓалахическом труде "Мате Леви" разрешает евреям жертвовать деньги на строительство церквей при условии, что там не молятся евреи. |
3. | "Приравнивание нееврея к экскрементам (с. 47 и 48)". | Фраза вырвана из контекста и искажена: "Все вышесказанное относится только к объединению группы из десяти человек в миньян. Но если уже есть десять человек, которые произносят Кадиш, Барху или Кдушу, то всякий, кто слышит, может ответить вместе с ними, даже если их отделяют от него несколько домов, поскольку "даже железный занавес не может отделить евреев от их Отца, Который на Небесах"; необходимо только, чтобы между миньяном и отвечающим не было экскрементов или идолопоклоннического капища" (Кицур Шульхан Арух, глава 15: Законы Кадиш, Барху и как объединяются в миньян десять человек, и что будет, если часть миньяна вышла, и законы о Хазане, стр. 47). Таким образом, данное предписание запрещает евреям: а) молиться в туалетных комнатах и в местах, покрытых нечистотами ("И послал Фараон и призвал Моисея и Аарона и сказал им … Помолитесь Господу; довольно же быть громам Божьим и граду, и я отпущу вас, и более не останетесь. И сказал ему Моисей: как выйду из города, простру я руки к Господу…". Книга Исход - Шмот, Ваера 9:27-29); б) молиться, если миньян физически разделен неевреями. |
4. | "Запрещение обучать неевреев ремеслу" (с. 390). | 1. Фраза искажена. Сказано: "Запрещено обучать идолопоклонника ремеслу" (Кицур Шульхан Арух, глава 167: Законы идолопоклонства, п. 20, стр. 390). 2. Данное предписание было внесено в закон как предостережение евреям против совершения действий, которые, в случае несчастного исхода, повлекли бы за собой обвинения в ритуальном убийстве (первое обвинение евреев в ритуальном убийстве относится к 1144 году, Норвич, Англия. [См. Исторический контекст]). "Потому что, если он умрет или заболеет, евреи будут обвинены в этом" (Шульхан Арух, Иоре де'a 154, д). 3. См. пункты 1.1 и 1.2. |
5. | "Еврейке не следует помогать нееврейке при родах" (с.390). | 1.Фраза приведена не полностью: "Еврейке не следует помогать нееврейке при родах, кроме как в случае, когда эта еврейка известна как акушерка - и в этом случае ей это разрешается (чтобы не вызывать вражды к нам), но только за плату и в будний день" (Кицур Шульхан Арух, глава 167: Законы идолопоклонства, п. 19, с. 390). 2. См. пункт 4.2. "Ребенок может заболеть или умереть, и тогда еврейка будет обвинена. Но если она акушерка и получает зарплату, то она может не опасаться обвинения, поскольку у них есть правило, что профессиональный человек не будет совершать намеренно неправильных действий, чтобы не потерять плату" (Шульхан Арух, Иоре де'a 154, б). 3. Данное предписание, как и запрет еврею-врачу оказывать помощь нееврею в Шаббат (которое имело те же причины, что указаны выше), были отменены раввином Овадия Йосефом - главным ныне живущим авторитетом в области Ѓалахи, на Конференции Европейских раввинов в 2004 г. |
6. | "Если человек взял в долг у нееврея, а тот умер, он имеет право отказаться платить его сыну, который не знает точно, брал ли этот еврей в долг у его отца" (с.405). | Фраза вырвана из контекста: "Например, если человек взял в долг у нееврея, а тот умер, он имеет право отказаться платить его сыну, который не знает точно, брал ли этот еврей в долг у его отца. Если же нееврей знает точно, что еврей лжет, - это запрещено делать из-за "осквернения Имени Б-га". И даже в том случае, если нееврей не знает точно, лжет ли еврей, тот имеет право только отрицать заем или другой долг, который обязан выплатить ему. Однако если у еврея в доме есть некоторая вещь, принадлежащая нееврею, запрещено не отдать ее, поскольку это - настоящий грабеж. И более того, даже если еврей купил у нееврея какую-то вещь, запрещено обманывать его в счете, выплачивая ему деньги, как сказано: "…и рассчитается с покупателем…" - речь здесь идет про нееврея, который ведь продает вещь еврею только в обмен на определенную сумму денег, о которой они договорились, если же еврей не выплачивает ему всю эту сумму, то он является уже не скрывшим долг; а укравшим вещь" (Кицур Шульхан Арух, глава 182: Законы воровства и грабежа, п. 4, с. 405). |
7. | "При денежных расчетах "если нееврей ошибся сам, разрешается воспользоваться его ошибкой" (с. 406). | Фраза вырвана из контекста: "Если нееврей ошибся сам, разрешается воспользоваться его ошибкой, если это не приведет к "осквернению Имени Б-га", то есть нееврею не станет известно о происшедшем; и правильно было бы, чтобы в этом случае еврей сказал нееврею: "Смотри, я полагаюсь на то, что ты посчитал правильным!" (Кицур Шульхан Арух, глава 182: Законы воровства и грабежа, п. 4, с. 406). |
8. | "Запрещено предавать еврея в руки нееврея, идет ли речь о жизни еврея или о его имуществе; и неважно, делается ли это посредством какого-либо действия или словами; и запрещено доносить на него или указывать места, где спрятано его имущество" (с.408) - настоятельно просим заметить: это касается предписанного евреям поведения на следствии и суде". | Еврейский закон предписывает то же, что предписывают законы целого ряда стран, в частности, Пятая поправка к Конституции США, а именно: право не свидетельствовать против родственника. |
9. | "Его [нееврея] семя рассматривается как семя скотины" (Тосефта - дополнение к талмуду Кетубот, 3 б)". | 1. Талмуд цитирует книгу пророка Иезекиля:
"И пристрастилась к любовникам своим,
у которых плоть - плоть ослиная, и похоть,
как у жеребцов" (глава 23:20,
цитируется по синодальному изданию Библии). 2. В Талмуде данное предписание относится к запрету прелюбодеяния (книга Шмот - Исход, 20:2-14). |
10. | "Ради [умерших] слуг и служанок … не говорят слов утешения, оставшимся после них, а надо сказать ему [еврею-хозяину]: "Да возместит тебе Бог твой убыток", совершенно так же, как говорят человеку, когда у него околеет бык или осел" (Иоре де'а 377-1)". | 1. Данное предписание запрещает еврею двоедушие и цинизм: нельзя делать вид, что ты относишься к рабу после его смерти лучше, чем относился к нему при жизни (Авравам Ицхак Кук, первый Главный раввин Израиля, комментарий к Талмуду "Ин Айя"). 2. Утратило смысл после ликвидации рабства. |
11. | «Запрещается спасать их [неевреев-акумов], когда они близки к смерти. Например, когда увидишь, что один из них упал в море, то не выручай его, даже если он хочет заплатить… Дозволено испытывать на акуме лекарство полезно ли оно?» ( Иоре де’а 158-1)». | 1. Фраза извращена: «Запрещается спасать акумов из семи народов» ( Шульхан Арух, Иоре де’а 158-1). 2. Данные предписания относятся к семи народам земли Ханаан, с которыми Б-г повелел евреям сражаться, дабы освободить землю Ханаан (Тора, книга Дварим — Второзаконие, 20:17-18). |
12. | "Деньги акума суть как бы добро бесхозное и каждый, кто пришел первым, завладеет им". "По отношению к акуму не существует обмана" (Хошен га-мишпат 156-5, Хага; 227-26; 348-2б Хага)". | 1. См. пункт 1.1. 2. Фразы "по отношению к акуму не существует обмана" в оригинальном тексте "Шульхан Арух" не существует. 3. Предписание: "Деньги акума суть как бы добро бесхозное и каждый, кто пришел первым, завладеет им" - имеет следующее продолжение: "Есть мнения, которые это запрещают". 4. В этой главе книги "Шульхан Арух" идет речь о законах конкуренции между евреями. Несправедливая конкуренция запрещалась. В средние века, когда был составлен "Шульхан Арух" (XVI в.), еврею запрещалось использовать власть идолопоклонников и неевреев, среди которых они жили, против другого еврея при совершении коммерческих операций. Но еврею было позволено обращаться к властям за разрешением для создания коммерческого предприятия. 5. Это предписание также указывает, что запреты, которые устанавливались для предпринимателей-евреев, не имели силы в отношении неевреев. |
13. | "Когда еврей обокрал акума и его [еврея] принуждают к присяге.., тогда он должен в сердце своем объявить присягу недействительною, потому что он принуждается к ней" (Иоре де'а 329-1,Хага). - Внимание: это вновь касается поведения евреев во время следствия и суда!" | 1. Данная ссылка (Иоре де'а 329-1, Хага) в оригинальном издании "Шульхан Арух" отсутствует. 2. Внимание: лжесвидетельство запрещено заповедями, которые Б-г дал народу Израиля и обязал к исполнению под страхом смерти (9-ая заповедь, книга Шмот - Исход, 20:2-14). |
14. | "Когда о ком-нибудь установлено, что он трижды предавал еврея или его деньги акуму, тогда надо подыскивать пути и способы сжить его со света". "В расходах, сделанных для того, чтобы сжить предателя со света, повинны участвовать все жители местности" (Хошен га-мишпат 388-15 и -16)". | 1. Данное предписание устанавливает запрет на донос (Шульхан Арух, Хошен га-мишпат 388-9). 2. Толкование слова "акум" см. пункт 1.1. |
15. | "Предателя дозволяется убивать на всяком месте, даже в наше время. Убить его дозволено раньше, чем он успевает сделать донос [могущий принести убыток "либо на теле, либо в деньгах, хотя бы их было немного"]… и каждый, кто первый убьет, приобретает заслугу" (Хошен га-мишпат 388-10)". | Запрет на донос. См. пункт 14.1 |
16. | "Еврей-вольнодумец, то есть тот, который совершает богослужение акумов … убивать всех таких - доброе дело. Когда есть власть убить их всенародно мечом, тогда пусть это свершится; если же нет, то их надо опутывать всячески, дабы причинить им смерть. Например, когда увидишь, что один из них упал в колодец и в колодце стоит лестница, тогда спеши вытащить ее, говоря: "Вот у меня забота - надо снять моего сына с крыши, и я тебе сейчас принесу ее обратно" и т.п. (Хошен га мишпат 425-5)". | 1. Согласно комментариям Талмуда и Ѓалахи этот закон относится к эпохе Первого Храма, который был разрушен 2500 лет назад (Авраам Ешаяу Карелиц в его комментарии к "Мишнэ Тора" Маймонида, глава Швиит). |
. | Пункты 8-15 | Следует особо подчеркнуть, что приведенные в письме аргументы, относящиеся к пунктам 8-15, взяты авторами антисемитского манифеста из знаменитого дела Бейлиса, который был обвинен в ритуальном убийстве в 1911 году, в Киеве. Суд присяжных оправдал Бейлиса. В состав присяжных входили: Митрофан Кутовой - крестьянин села Хотово, Савва Мостицкий - киевский извозчик, Георгий Оглоблин - чиновник, Константин Синьковский - служащий почты, Порфирий Клименко - крестьянин, работник Демидовского винного склада в Киеве, Митрофан Тертычный - житель села Борщаговка, Петр Калитенко - служащий киевского вокзала, Фауст Савенко - крестьянин села Кожуховка, Архип Олейник - крестьянин из Гостомеля, Иоасаф Соколовский - крестьянин, контролер киевского трамвая, Иван Перепелица - домовладелец на Вознесенском спуске и Макарий Мельников - губернский секретарь, помощник ревизора контрольной палаты. |