В Бишкеке сегодня открывается саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев принимает лидеров стран-участниц (Россия, Казахстан, Китай, Таджикистан, Узбекистан), наблюдателей (Афганистан, Индия, Иран, Монголия, Пакистан), а также представителей партнеров по диалогу (Белоруссия, Турция, Шри-Ланка). Основным документом, который предполагается принять, станет Бишкекская политическая декларация, где будет выражена точка зрения членов ШОС на главные проблемы региона.
Впрочем, эксперты сходятся в том, что все эти проблемы окажутся вытеснены одной — сирийской. Владимир Путин попытается сделать то, что ему не удалось в ходе саммита G-20 в Санкт-Петербурге: сформировать некую антиамериканскую коалицию. Как заявил газете «Коммерсант» сотрудник секретариата ШОС, все члены организации выступают "против западной интервенции в Сирии, а также расшатывания внутриполитической и региональной стабильности на Ближнем Востоке". "Нынешний саммит проходит в переломный момент, и не только по отношению к событиям на Ближнем Востоке — вся система международных отношений, создававшаяся после Второй мировой войны, находится под угрозой,— утверждает чиновник. — В этой ситуации членам ШОС важно выступить с общих позиций в защиту международного права, безопасности и стабильности". Той же точки зрения придерживается и российский заместитель министра иностранных дел Игорь Моргулов: «Позиции стран — членов ШОС по этой теме очень близки. Мы все вместе считаем внешнюю силовую акцию без санкции СБ ООН нарушением международного права». Показательно, что во время саммита запланирована встреча Путина с новым иранским президентом Хасаном Роухани. Как известно, именно Иран является главным политическим спонсором режима Асада.
И сирийский лидер, чувствуя такую поддержку, взвинчивает ставки. Судя по его интервью российским СМИ, Асад намерен обставить свой отказ от химоружия многочисленными и невыполнимыми условиями: "Я хочу ясно выразиться для всех, что эти механизмы не будут выполнены в одностороннем порядке. Это не значит, что Сирия подпишет документы, выполнит условия, и на этом все…Когда мы увидим, что Соединенные Штаты действительно желают стабильности в нашем регионе и перестанут угрожать и стремиться к нападению, а также прекратят поставлять оружие террористам (так он называет оппозицию — "ЕЖ"), тогда мы будем считать, что можно довести необходимые процессы до конца, и они станут действительными, станут приемлемыми со стороны Сирии", — утверждает Асад. Более того, его требования включают и отказ Израиля от оружия массового поражения. Чтобы судить о реалистичности этого требования, следует иметь в виду, что Израиль не признает наличия такого оружия.
Фото EPA/ИТАР-ТАСС