В столице практически не осталось храмов-музеев, находящихся в ведении музейщиков
Почти три года прошло со дня принятия Госдумой законопроекта «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», увеличившего напряжение между Церковью и отечественной культурой. Однако публичных скандалов, связанных с переделом культурного достояния, за это время случилось немного. В условиях экономического кризиса и жестко выстроенных светских и церковных вертикалей власти многие ответственные решения стали приниматься в кулуарах и только некоторые проблемы попадают в поле общественного сознания. Церковь, с одной стороны, не форсирует события, а с другой — стремится минимизировать репутационные потери и частично переложить ответственность за происходящее на чиновников от культуры.
Тихо, без скандалов переехал из центра на провиантские склады Музей истории Москвы. Без особого шума филиал Исторического музея освободил помещения в Новодевичьем монастыре и отправился в Измайлово. Соловецкий музей-заповедник безропотно переместился за территорию обители.
Стоит заметить, что в столице практически не осталось храмов-музеев, находящихся в ведении музейщиков: соборы Кремля и храм при Третьяковской галерее редкое исключение. В тех же храмах-памятниках, где начали рулить представители Церкви, у музейщиков возникли определенные сложности. Впрочем, это касается не только Москвы, но и других городов. Например, во Владимире у музейщиков нет даже ключей от древнего Успенского храма и ремонт аварийной проводки откладывался с зимы из-за отсутствия благословения на работы. К тому же в церковных храмах-музеях сильно меняется характер экскурсий: из культурологических они превращаются в апологетические, далеко не всем посетителям это нравится.
И все-таки кое-где храмы-музеи еще появляются. В пригородах Петербурга, например. В частности, после реставрации в Петергофе была открыта домовая церковь в правом флигеле дворца. Это музей, но несколько раз в году здесь совершаются службы. Имеет статус храма-музея и церковь, находящаяся в Александрии, где жили последние российские императоры. Здесь спорадически тоже совершаются богослужения. В Гатчине силами общины и музея идет реставрация храма, где молился император ПавелI. Храм входит в музейный комплекс.
Далеко не все противоречия между Церковью и культурой удается решать за столом переговоров. Недавно разразился очередной скандал между Владимиро-Суздальским объединенным музеем-заповедником и епархией. Представители Церкви требуют передать им здание бывшего Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном, где находится музей янтаря. Георгиевский собор в полуразрушенном состоянии отошел музею в 1974 году, на реставрацию памятника архитектуры понадобилось семь лет. Недавно к нему были подведены новые коммуникации. И только после этого с подачи епархии Росимущество обратилось к музею с предложением передать храм Церкви. Музей по закону на улицу выселить нельзя, но найти для него помещение в небольшом городке тоже непросто. Епархия предлагает оставить музей в цоколе, а службу совершать на втором этаже. Но это не устраивает руководство музея, который входит в объединенный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. По словам генерального директора Светланы Мельниковой, музею придется нести все бремя расходов (на поддержание здания требуется 2 млн руб. в год), а любое действие придется согласовывать с епархией.
К слову, музей-заповедник не хочет брать в собственность древний Георгиевский храм в Юрьев-Польском, который предлагает ему епархия. Музейщики опасаются, что после реставрации церковное руководство заберет его себе.
РПЦ МП, как и в прошлые годы, стремится, прежде всего, взять лакомые куски недвижимости. А памятники архитектуры, требующие серьезных капитальных затрат и больших усилий, остаются вне поля зрения церковных топ-менеджеров.
Самые соблазнительные куски недвижимости находятся в центре столицы, и вокруг них кипят нешуточные страсти. Ради реализации бизнес-проектов Московская патриархия идет на разрушение старинных зданий. Недавно РПЦ снесла постройку в центре Москвы, имеющую историческое значение. Речь идет об особняке на Абельмановской улице, бывшей монастырской гостинице Покровской обители. Рядом с монастырем, на углу Таганской и нынешней Абельмановской улиц, находился целый комплекс построек. Большинство из них были снесены в советские годы, но два здания уцелели.
Встал, естественно, вопрос о регенерации или восстановлении комплекса. Однако зачем при этом нужно было ломать подлинный исторический артефакт — непонятно. Непонятно, прежде всего, с точки зрения церковного сознания. С точки зрения прицерковленных бизнесменов все предельно просто: нужно — храм на гаражах сварганим, нужно — большую стоянку для машин на месте древних стен организуем. Это к вопросу о том, кто в Церкви является подлинным хозяином.
Коалиция «В защиту старой Москвы» пытается изменить ситуацию, устраиваются пикеты, пишутся тексты.Но новый мэр молчит. Любопытно, что когда шла избирательная кампания по выбору московского градоначальника, работы по сносу особняка приостановились. А сейчас, когда Собянин вступил в должность, экскаватор заработал с новой силой. Не любит Собянин старой Москвы.
Фото ИТАР-ТАСС/ Борис Кавашкин