США в очередной раз удалось избежать технического дефолта, и вынужденные каникулы госслужащих закончились. С четверга американское правительство возобновит работу в полном объеме, а Федеральное казначейство получит возможность занимать деньги, чтобы обслуживать госдолг и оплачивать бюджетные расходы. Конгрессмены, правда, согласились санкционировать финансирование правительства только до 15 января 2014 года, а планка госдолга поднята лишь до 7 февраля, так что через три месяца шоу имеет все шансы продолжиться. И даже оговорка о том, что к 13 декабря Конгресс должен принять полноценный бюджет на следующий год, не дает никаких гарантий того, что это произойдет. Но сейчас владельцы долларов, держатели американского госдолга, биржевые спекулянты и простые граждане могут вздохнуть спокойно и перестать волноваться.
Хотя волноваться, похоже, никто особенно и не начинал. Всерьез возможность технического дефолта США никем не рассматривалась. Ощущения тех, кто наблюдал за разворачивавшейся на протяжении последних двух недель интригой, сродни чувствам зрителя какого-нибудь блокбастера: в кульминационный момент сердце сжимается, но уверенность в том, что все закончится хорошо и вселенскую катастрофу удастся предотвратить в самый последний момент, все равно остается. Причем, поскольку борьба за повышение планки госдолга ведется уже далеко не в первый раз, процесс уместно сравнивать с начинающим надоедать сериалом, в котором режиссер беззастенчиво эксплуатирует одни и те же сюжетные ходы.
Так что ситуация разрешилась именно так, как все и ожидали с самого начала: компромисс между администрацией Обамы и республиканским большинством в Палате представителей Конгресса США был достигнут за несколько часов до наступления установленной Федеральным казначейством даты, после которой оно не смогло бы в полной мере выполнять свои обязательства перед кредиторами. Победу не может праздновать ни одна из сторон. Обама не получил ни полноценного бюджета, ни окончательного и бесповоротного решения проблемы законодательного ограничения государственных заимствований. А республиканцам так и не удалось добиться сокращения бюджетных расходов и торпедировать дорогостоящую реформу здравоохранения – основу социальной политики администрации Обамы.
И, несмотря на многократно декларировавшуюся в начале бюджетного кризиса решимость стоять до конца и не идти ни на какие компромиссы (причем декларировавшуюся обеими сторонами), ответственность за «финансовый Армагеддон», которым грозит американский дефолт, взять на себя никто не захотел. Правда, и лица никто не потерял – стороны бились до последнего, взяв трехмесячный перерыв перед очередным раундом. Через три месяца мир, возможно, снова встанет на край пропасти, но окончательного решения, скорее всего, принято снова не будет.
Двухнедельный бюджетный кризис, по оценке международного рейтингового агентства Standard&Poor's, обошелся американской экономике в 24 миллиарда долларов. Большинство аналитиков считает, что темпы роста экономики США окажутся ниже ожидавшихся ранее. Но это не самый неприятный результат нынешнего бюджетного кризиса. Постоянное напоминание о проблеме американского госдолга, обсуждение того, где находится критическая черта, за которой размер госдолга станет угрожающим, и существует ли эта черта в принципе, заставляет инвесторов задуматься. Пересмотреть свое отношение к облигациям Федерального казначейства как к самому надежному финансовому инструменту, искать альтернативу. Поиски эти пока безуспешны, но они уже начались. И если американским госбумагам появится хоть какая-то адекватная замена, очередная серия противостояния Обамы и Палаты представителей может завершиться вовсе не хэппи-эндом.
Фото ЕРА/ИТАР-ТАСС