История перевода Надежды Толоконниковой из мордовской колонии ИК-14 привела к скандалу, в центре которого оказалась бывшая адвокат панк-группы Pussy Riot Виолетта Волкова. Выяснилось, что после того как Толоконникову вернули в колонию из лечебного учреждения ЛПУ-21, там ее посетила Волкова, которой Толоконникова попросила передать письмо для специального корреспондента журнала The New Times Зои Световой, где описывалось, как осужденную выписывали из больницы-колонии и насильственно этапировали обратно в ИК-14.
Однако Светова, которая о письме узнала от мужа Толоконниковой Петра Верзилова, самого письма не получила. «Весь вчерашний вечер я пыталась связаться с Волковой, чтобы узнать, что же написала Надя, - пишет Светова на своей странице в Фейсбуке. - Телефоны Волковой не отвечали. Сегодня утром она наконец взяла трубку, подтвердила, что Надя передала ей письмо для Совета по правам человека и просила также передать его мне, чтобы я его опубликовала в "своей газете". То есть в The New Times. Так сказала Виолетта. Я попросила ее прислать мне письмо. Она пообещала. Но письмо не прислала. Каково же было мое удивление, когда это Надино письмо появилось в «Новой газете». Пришлось исправлять недоразумение, допущенное адвокатом Волковой. И опубликовать письмо там, куда оно было послано».
Впрочем, доставленное не совсем по назначению письмо – далеко не самая большая претензия к Волковой. В конце концов, письмо было опубликовано, а именно для этого Толоконникова его и передавала. Вскоре выяснилось, что Верзилов передал в редакцию интернет-издания Lenta.ru заявление своей жены в Московскую городскую адвокатскую палату с требованием расследовать неформальные контакты ее бывших адвокатов Виолетты Волковой, Николая Полозова и Марка Фейгина с руководством ФСИН.
Поводом для подачи заявления стал визит Волковой в ИК-14. Адвокат, по словам Толоконниковой, предложила ей «по-тихому решить проблему с переводом, пользуясь ее личными связями в руководстве ФСИН». Кроме того, как следует из заявления, которое цитирует Lenta.ru, Виолетта Волкова стала предлагать ей «не раздувать скандал», уверяя Толоконникову, что о ней «все забыли», СМИ о ней не пишут и поэтому «нужно решить все через меня». Наконец, Надежда напомнила, что отказалась от услуг Волковой, Фейгина и Полозова еще год назад.
Зоя Светова, которой было адресовано первое письмо Толоконниковой, недоумевает: «Я по-прежнему считаю, что адвокаты Фейгин, Волкова и Полозов выбрали правильную линию защиты в деле Pussy Riot, но убей Бог, не могу понять, зачем Волкова поехала к Толоконниковой. На ее месте после скандалов с Самуцевич я бы держалась от всего этого дела в стороне. Даже, если у нее и сохранилось соглашение на защиту Толоконниковой, она просто обязана была поставить в известность о своем визите адвоката Динзе, Хрунову, тех, кто в последние месяцы вели дело Pussy Riot».
Сама Волкова считает вызванный ее визитом в колонию скандал провокацией Петра Верзилова. Сама она утверждает в своем блоге, что ее посещение бывшей клиентки было продиктовано лучшими побуждениями: «Я прекрасно понимала, что мой визит может быть трактован «недружественной» аудиторией (к которой относятся в том числе и Верзилов, и ее нынешняя защита) превратно. Но не надо забывать, что мы работали с Надей на протяжении более полугода и я прекрасно знала о ее проблемах со здоровьем. Поэтому в условиях ее почти полной изоляции, о которой в СМИ говорят на протяжении уже 3х недель, желание помочь Толоконниковой превысило чувство самосохранения, но я до сих пор не жалею о своем поступке».
Кроме того, Волкова утверждает, что получила уведомление от представителя СПЧ, встречавшегося с Надеждой Толоконниковой, о ее желании встретиться с Волковой, правда, было это еще в конце сентября.
По мнению Волковой, продолжение голодовки Толоконниковой, могло привести к смерти осужденной, поэтому голодовку необходимо было прекратить любыми средствами. «Долгой голодовки она не выдержит физически. Ее убивает каждый день. И если не смертью, то вполне возможной инвалидностью для нее это может закончиться. И прекращать голодовку необходимо немедленно, любыми способами. Целью сейчас должны стать сохранение жизни и здоровья Надежды», - написала Волкова в своем блоге.
Стоит напомнить, что ранее на Волкову, Фейгина и Полозова - адвокатов, в ходе судебного разбирательства защищавших Pussy Riot, - жаловалась другая участница панк-группы Екатерина Самуцевич. Она также попросила лишить их адвокатского статуса, поскольку, по ее мнению, они защищали ее непрофессионально и присвоили средства, собранные для панк-группы. Впоследствии, когда Самуцевич сменила адвокатов, ей изменили наказание на условное заключение.
Фото ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников