Высокоскоростная магистраль Москва-Казань, стоимость которой, по предварительным оценкам, составит от 0,85 до 1,2 триллиона рублей, будет продолжена до Екатеринбурга. Заказчиком всех работ выступит не непосредственно РЖД, а специально созданная дочерняя компания — ОАО «Скоростные магистрали». Его генеральным директором назначен первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин. Информация об этом размещена на сайте РЖД в специальном обращении Мишарина, посвященном реализации проекта строительства трассы Москва-Казань.
Стоит напомнить, что строительство высокоскоростной магистрали Москва-Казань анонсировал Владимир Путин на Санкт-Петербургском экономическом форуме, назвав магистраль в числе масштабных инфраструктурных проектов, которые будут частично профинансированы за счет средств Фонда национального благосостояния.
Минфин, выступающий против того, чтобы тратить деньги нацфондов на масштабные проекты, изначально оценил строительство высокоскоростной трассы в 1-1,2 триллиона рублей. Позже, на инвестфоруме в Сочи первый вице-премьер Игорь Шувалов также скептически высказался относительно большого числа «мегапроектов», которые пытается реализовать нынешнее руководство страны.
Главное заинтересованное лицо магистрали — ОАО «РЖД» — снизило проектную стоимость строительства скоростной магистрали до Казани до 855 миллиардов рублей, однако опыт строительства олимпийских объектов свидетельствует о том, что и в триллион реальная стоимость проектирования и строительства уложится едва ли. Аналогия с олимпийскими стройками прямая. Скоростную трассу до Казани, где пройдет часть матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года, необходимо построить к 2018 году, и она станет одним из «имиджевых» объектов, вроде санно-бобслейной трассы или моста на остров Русский, построенного к саммиту АТЭС. В России такого рода объекты строятся в авральном режиме и как минимум с двукратным превышением изначально заявленной сметы.
В том, что основная часть расходов ляжет именно на государство, сомневаться также не приходится. И хотя формально финансировать все работы будет РЖД, государственный монополист имеет массу возможностей компенсировать себе все затраты за счет бюджета, получая под гигантскую инвестпрограмму налоговые льготы, одобрение ускоренного роста тарифов, льготные кредиты от ВЭБа, доступ к длинным пенсионным накоплениям.
Что же касается целесообразности этого проекта, которое, в отличие от скоростной трассы в Санкт-Петербург, придется возводить не на месте существующей дороги, а «с нуля», то она вызывает серьезные сомнения. Болельщики, которые приедут на Чемпионат мира по футболу, конечно, с удовольствием прокатятся до Казани и обратно, а вот станут ли ездить в Казань российские граждане — вопрос. Зависеть это, понятное дело, будет от стоимости билетов, и уже сейчас начались разговоры о том, что государству придется компенсировать часть стоимости билетов, чтобы поезда заполнялись.
В условиях стабильно профицитного бюджета, избыточного притока иностранных инвестиций подобного рода «мегапроект» был бы вполне оправданным. Однако ситуация в российской экономике сегодня мало напоминает обстановку начала 2008 года. Правительство с трудом наскребает на выполнение своих «неснижаемых» обязательств, вынуждено сокращать социальные программы, залезать в пенсионные накопления граждан. Стремительный отток капитала не удается даже притормозить, не говоря уже о том, чтобы развернуть вспять. В этих условиях расточительность государства выглядит дико.
Фото ИТАР-ТАСС/ Артем Геодакян