Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин поддержит надзорную жалобу на приговор Хамовнического райсуда, которую подготовила адвокат Надежды Толоконниковой Ирина Хрунова. В минувший вторник жалоба была передана в аппарат уполномоченного по правам человека при президенте. Через несколько дней документы из аппарата уполномоченного поступят в Верховный суд.
По мнению адвокатов, суд при вынесении вердикта учел недопустимое доказательство — третью экспертизу, проведенную специалистами негосударственного учреждения. По словам Хруновой, при этом эксперты вышли за пределы своих специальных знаний.
Кроме того, по данным защиты, суд не учел ненасильственный характер деяния и отсутствие причиненного материального ущерба, а также вменил в вину Толоконниковой распространение видеороликов с записью панк-молебна, которого она не совершала. Также, как указано в ходатайстве, суд незаконно добавил Толоконниковой один лишний день лишения свободы.
Защита при подготовке нынешней жалобы учла аргументы Мосгорсуда, который весной этого года отказал Толоконниковой при рассмотрении аналогичной жалобы на приговор на том основании, что доводы уполномоченного о невиновности Толоконниковой и об отсутствии состава преступления в ее действиях «нельзя признать убедительными». К такому выводу пришла судья Мосгорсуда Эллада Бондаренко в марте. В мае в удовлетворении жалобы Толоконниковой отказала уже председатель Мосгорсуда Ольга Егорова.
Я думаю, что для освобождения Толоконниковой все шаги хороши. И те, которые предпринимаются в сфере общественного протеста, и в сфере юридической защиты. Если есть какая-то надежда тем или иным путём облегчить её положение или вообще отменить наказание, то, конечно, надо это делать. Юридические процедуры при сегодняшнем российском правосудии немножко напоминают лотерею — если очень часто покупать лотерейные билеты, то какой-нибудь из них может случайно выиграть. Точно также и здесь — если постоянно предпринимать шаги в её защиту в российских судах, то не исключена вероятность того, что где-то, по каким причинам это вдруг и поможет. Допустим, совпадут какие-то ведомственные интересы Верховного суда и адвокатов Толоконниковой, и они будут противоречить позиции Мосгорсуда, что в принципе возможно в сегодняшней ситуации. Но всё-таки вероятность того, что будет вынесено решение в её пользу, очень невелика, потому что, как мне представляется, решение о «двушечке» принималось на самом верху, и вряд ли может быть пересмотрено судебными инстанциями, которые находятся в полной зависимости от исполнительной власти.
Толоконникова, конечно, является проблемой для власти только по эту сторону тюремной проволоки — для лагерного начальства строптивая заключённая вещь не новая. Другое дело, что она пользуется таким пристальным вниманием с воли, что лагерная администрация не может себе позволить сделать с ней всё, что она привыкла делать в таких случаях. Вообще, я бы сказал, что Толоконникова, как и Алёхина и Самуцевич, угрозы государству в принципе не представляла и не представляет. Для властей они являются головной болью постольку, поскольку власти решились на такой дурной шаг как уголовное преследование за административный проступок. Теперь они пожинают плоды своей глупости. А когда Толоконникова и Алёхина освободятся, то глупость эта закончится, хотя и не забудется, и у власти будет возможность вести себя умнее и не совершать подобные глупости впредь.
Что касается её сегодняшней ситуации, связанной с этапированием и полной неизвестностью относительно того, где она находится, то такова природа этой системы. Она не учитывает ни интересы осуждённого, ни интересы его защиты, ни интересы родственников, поэтому нет никакой информации о том, где Надежда находится сегодня, куда она следует, и никакой возможности связаться с ней тоже нет. И это, к сожалению, не касается только Толоконниковой — любой человек, который уходит на этап, пропадает из поля зрения всех, кто интересуются его судьбой.
До сих пор нет никаких официальных данных о местонахождении Надежды Толоконниковой. В начале недели Владимир Лукин заявил журналистам, что по просьбе ряда правозащитников связался с руководством ФСИН. «Мне было сказано, что с ней все в порядке, что она находится на этапе, продвигаясь к месту своей прописки, где и будет в одном из учреждений отбывать дальнейшее наказание», — сказал Лукин. По его словам, «Толоконникова передвигается в отдельном отсеке, чтобы не связываться ни с кем другим в интересах безопасности, во время пересылок она находится в отдельной камере… С ней находится врач, она принимает пищу в полном объеме, и состояние здоровья ее, как говорят, удовлетворительное».
Муж Толоконниковой Петр Верзилов утверждает, что осужденную переводят в исправительную колонию № 50 в Красноярском крае. такие данные он получил от собственного источника, близкого к руководству Федеральной службы исполнения наказаний.
Согласно этой информации, девушка окажется в месте заключения, находящемся в поселке Нижний Ингаш. Оно расположено на расстоянии 4,4 тысячи километров от Москвы. «Мы предполагаем, что речь идет именно об этой колонии, так как это колония для впервые осужденных женщин», — отметил Верзилов.
Фотография ЕРА/ИТАР-ТАСС