Павел Сергеев, журналист
Посмертная история бренных останков Ясира Арафата – это история амбиций одних, интриг других, геополитических расчетов третьих, шпионских игр четвертых. Все сплелось в один узел, где имеют место и семейные распри четы Арафат, и сложные отношения между вдовой и нынешним палестинским руководством, и сложные маневры за столом переговоров с участием США. И в июле 2012 года, когда «Аль-Джазира» обнародовала свой скандальный фильм, из которого следует, что личные вещи, в которых престарелый, не имеющий связи с реальностью палестинский лидер, прожил свои последние часы в Парижском госпитале Перси, буквально были выстираны в полонии. На его шерстяной шапочке, на пижаме, на нижнем белье, на зубной щетке, в тюбике зубной пасты полония было столько, что можно было убрать ни одного тщедушного и пожилого Ясира Арафата, а вместе с ним всю палестинскую Президентскую гвардию. Уже тогда встал вопрос: почему восемь лет вдова, Суха Арафат, молчала, почему расследование причин смерти от отравления началось именно тогда, когда все пробы мягких тканей, а также анализы мочи и крови в Парижском госпитале Перси были уничтожены за давностью лет? Почему для своего разоблачения Суха выбрала именно катарский телеканал «Аль-Джазира»? Вопросов было много и ответы на эти вопросы должно было дать вскрытие, которое состоялось год назад, 25 ноября 2012г.
Международная группа экспертов: россияне, швейцарцы – специалисты из Лозанны, а также французы, имеющие отношение к госпиталю Перси, взяли пробы грунта из могилы и живой ткани, с остатков скальпа, ребер, тазовых костей покойного Арафата. Ученые уже тогда высказывали сдержанный скептицизм по поводу достоверности этого анализа, постольку период полураспада полония-210 чрезвычайно короток. За 8 лет его концентрация в живых тканях должна была уменьшиться в миллион раз. При таких условиях утверждать что-то наверняка невозможно. Именно об этом и рассказали швейцарские ученые на своей пресс-конференции в Лозанне в минувший четверг и ровно это изложено в 108-страничном докладе, опубликованном, в том числе, и на сайте «Аль-Джазиры». Вышло некоторое несовпадение, с одной стороны, Суха Арафат заявила, что исследование швейцарцев убедительно доказывают, что Арафат был отравлен полонием-210, что причиной смерти его стал заговор, в результате которого это таинственное вещество в 2004 году было подброшено в еду палестинского лидера.
Но есть доклад, из которого следует, что, да, полоний был обнаружен, да, его концентрация была очень высокой, не в 18 и 36 раз больше нормы, как утверждала Суха и близкие ей эксперты. А с другой стороны, остаются не раскрытыми вопросы, почему концентрация полония в грунте могилы была равна концентрации полония в грунте возле мечети, находившейся по соседству. Тем не менее, если российский и французский доклады сдержанно дадут нам понять, что отравление полонием могло иметь место, то неизбежно возникнет вопрос, кто это сделал и почему.
И вот тут выясняется, что убить Арафата хотел и мог любой и каждый! И в Израиле, и за океаном, и в самом близком окружении отца палестинской автономии. Ясно, что за отравлением полонием могут стоять спецслужбы одной из двух сверхдержав, которые производят это отравляющее вещество. Мог ли возникнуть интерес к устранению Арафата у лидеров этих стран? При определенных обстоятельствах, да. Но могли бы они осуществить этот план, не заручившись поддержкой Израиля и не опираясь на кого-либо из близкого окружения Арафата, на человека вхожего к нему в кабинет, на человека, могущего разделить с ним пищу, пользующегося его доверием. Например, на молодого тогда Мухаммада Дахлана, активиста ООП.
Очевидно, что если отравление было, то это целая цепочка взаимодействия спецслужб, агентов и заинтересованных лиц. Стоит потянуть за эту цепочку, и мы вытянем на свет божий ту пугающую вереницу последствий, которая продолжает существовать в палестинской автономии и сегодня.
Например, могли ли США в определенный момент решить, что Арафат мешает мирному процессу? Что ни при каких обстоятельствах он не уйдет сам и не уступит дорогу более рациональным и менее воинственным политикам, и поэтому неплохо бы его убрать! Тем более что Штаты всегда с симпатией и уважением относились к Махмуду Аббасу, воспринимая его как прагматика и договороспособного человека, который может сесть за стол переговоров с Израилем и положить конец второй интифаде. Довести до конца процесс построения двух государств для двух народов. Если это так, то становится понятно, почему Ариэль Шарон, в обход которого такую операцию провернуть было невозможно, взялся выводить еврейские поселения из Сектора Газа, готовился большой мир с палестинцами. Это не случилось по двум объективным причинам: на выборах, к которым Махмуда Аббаса подталкивали американцы, неожиданно и с разгромным счетом победило движение ХАМАС, и, во-вторых, вскоре после этого Ариэль Шарон тяжело заболел и впал кому, в которой находится и по сей день. Соответственно, Арафат умер, а плодами его смерти воспользоваться не смогли, если, конечно, это было устранение.
Могла ли Россия сыграть в игру с полонием, сложный вопрос. Менее вероятно, чем США. Но, тем не менее, мы помним период, когда Россия активно демонстрировала Израилю и Ариэлю Шарону желание выстроить не просто временные, а стратегические отношения. Был момент, когда в ту пору председатель российского парламента Сергей Миронов, приехав с визитом в Израиль, отказался встретиться с Ясиром Арафатом. Это была демонстрация выбора политики на Ближнем Востоке. От этой политики вскоре отказались, принесли палестинской стороне свои извинения, потом долго бегали за самим Арафатом, пытаясь восстановить пошатнувшиеся отношения. Но какая-то сверхидея в этом в свое время была и, вполне возможно, с израильской стороной налаживались какие-то особые, специфические отношения.
Третья проблема: могли ли это сделать непосредственные «друзья» Ясира Арафата без участия больших стран и Израиля? Могли, но это кажется почти невероятным, поскольку полоний невозможно купить на рынке где-нибудь в старых кварталах Египта, невозможно произвести на территории Катара и Саудовской Аравии. Его надо покупать, вывозить, а это вещество на строгом учете. И только спецслужбы стран-производителей могут получить необходимую дозу, не рискуя быть пойманными за руку. Поэтому ближнее окружение Арафата, конечно же, стоит подозревать, но лишь как последнее звено в цепочке, целью которой было устранение палестинского вождя. Но все эти утверждения актуальны только в том случае, если мы верим утверждениям Сухи Арафат о том, что в 2004 году ее муж был отравлен полонием-210. Это возможно, но это нельзя утверждать со стопроцентной определенностью.
К чему могут привести подобного рода разоблачения, имеющие столь серьезный политический подтекст? Нельзя забывать, что эти разоблачения были сделаны «Аль-Джазирой», за спиной которой стоит Катар, который всегда симпатизировал и «Братьям-мусульманам» и ХАМАСу. Очевидно, что в ставке на будущее Палестины Катар скорее поддержит ХАМАС против прагматичного руководства Западного берега Махмуда Аббаса. И в этом смысле скандал, в результате которого станет очевидно, что к гибели Арафата причастен кто-то из его ближайшего окружения, будет грандиозным. И даже если будет доказано, что сам Аббас не имел никакого отношения к случившемуся, но это будет тяжелейшим ударом по его репутации, поскольку он возглавил государство после смерти Арафата, а значит, воспользовался результатом этой мегашпионской операции. Это может привести к серьезным изменениям в руководстве палестинской автономии, это может сказаться и на проходящих сейчас палестино-израильских переговорах, может морально укрепить позиции движения ХАМАС, может привести и к иным последствиям, которых мы сейчас еще не осознаем. Все зависит от того, какую цель преследуют те, кто спустя 8 лет после смерти Арафата начал эту сложную, многоходовую игру. Как правило, многоходовки не работают или работают совсем не так, как задумывали ее авторы. Тем интереснее будет следить за ситуацией вокруг праха Ясира Арафата.
Тель-Авив
Александр Черкасов, правозащитный центр «Мемориал»:
Вначале немножко посчитаем. Ясер Арафат умер в начале ноября 2004 года. Прошло 9 лет. Период полураспада у полония-210 примерно 138 суток. Это означает, что прошло примерно 23 периода полураспада, то есть активность полония должна была снизиться, примерно, в 10 миллионов раз. Указано, что было зафиксировано 18-кратное превышение над фоновым содержанием полония. Насколько это правдоподобно и насколько вообще можно определить такое превышение содержания полония над фоном — это вопрос. Это же альфа-активность, есть и другие альфа-излучатели, альфа-излучение вообще достаточно тяжело уловить и измерить, собственно, почему при отравлении Литвиненко и был выбран полоний-210. Альфа-излучение распространёнными приборами вообще не фиксируется. Честно сказать, у меня возникает вопрос, а какая методика была применена, чтобы определить такое содержание столько времени спустя.
В принципе, полоний настолько радиотоксичен, что очень трудно, даже невозможно точно дозировать смертельную порцию, эта крупинка очень маленькая. Измерение таких концентраций, таких превышений над фоном — задача очень сложная, потому что вам при этом будут мешать другие альфа-излучатели, которые, безусловно, присутствуют, и еще естественная радиоактивность, а поскольку речь идёт о незаряженных частицах, то у вас там в этой области будут показания и от бета-излучателей, таких как стронций-90, которого немножко-немножко, но есть. В общем, пока у меня большие вопросы к методике и к цифрам. Потому что это означает, во-первых, что у кого-то есть очень точная методика для измерений, которые делать вообще-то очень тяжело. Радиометрия альфа-загрязнения оказалось очень трудной задачкой, например, после Чернобыля, когда нужно было определять загрязнение плутонием, что очень сложно на фоне бета-загрязнений и вообще при малых активностях. И во-вторых — откуда столько? Если учесть, что полоний нужно было как-то ввести в организм, значит, у тех, кто его ввёл, должна была быть очень и очень крупная доза этого вещества. Притом, что едва ли не единственный производитель, торгующий полонием, это — Россия, НПО «Авангард». Это какая-то очень сложная логистика: кто же повезёт, кто будет передавать. В общем, случай оказывается гораздо сложнее, чем с Литвиненко, где хотя бы по поводу логистики даются достаточно убедительные ответы. Здесь же как-то проще другими средствами.
Кроме того, давайте вспомним симптоматику, которая была у Александра Литвиненко. Это было очень тяжёлое лучевое поражение, прежде всего, желудочно-кишечного тракта, потом — отказ всех органов. Был совершенно здоровый человек, вдруг в течение нескольких часов начал умирать, и только чрезвычайно развитая медицина помешала ему это сделать сразу. То есть у Литвиненко при поступлении полония через желудочно-кишечный тракт сожгло, фактически, всю слизистую оболочку. Были ли сходные симптомы у Арафата? Я, честно говоря, такого не припомню. Там было постепенное ухудшение состояния, а не почти что мгновенный переход на грань смерти. А учитывая, что при отравлении вряд ли всё вещество переходит в тот раствор, который попадает в организме, то надо было использовать ещё больше полония. А если вопрос о мотиве в случае Литвиненко более-менее ясен, но откуда здесь возьмётся такой мотив, чтобы от производителя такое количество вещества поступило к кравчему или, кто там у нас — к стольнику палестинского лидера, неясно.
Вообще говоря, в этом случае должно было протоколироваться всё. Это как при расследовании уголовного дела: когда и где получены материалы, какая методика была применена для исследования, какая методика была применена для измерения. Если выясняется, что померили альфа-радиометром, вроде тех, которые используются для проверки сотрудников на атомных электростанциях, можно смело махнуть рукой. Потому что это не настолько чувствительный метод, чтобы определить такие концентрации, нужна аппаратура существенно более чувствительная, чем та, которая используется в промышленности. Опять-таки, нужно иметь гарантию, что к вещам не имели доступа в течение этих лет и не могли нанести загрязнение. Потом, опять-таки, были ли изъяты ткани тела, как, в каком количестве, как в дальнейшем проводились измерения. То есть нужен подробный отчёт, как, когда и где проводился этот анализ. Пока этого нет, остаётся одна осторожность. Здесь примерно как при исследовании образцов на допинг: когда брали, как хранили, не было ли угрозы подмены, а, учитывая определённую политическую заинтересованность сторон, нужно быть уверенным, что все доказательства остались в том виде, в котором и должны быть.
Говоря о подозреваемых — это напоминает старый мультфильм: «Не будем называть имена, хотя это был слонёнок». Если Израиль обвиняют в применении подобных средств — это нас отсылает к некоторым текстам, которые появлялись в последние годы. Несколько лет назад Жорес Медведев, который в своей прошлой жизни имел отношение к радиобиологическим исследованиям, опубликовал книгу, в которой постепенно-постепенно попытался навести читателя на мысль, что отравил Литвиненко не кто-нибудь иной, а Невзлин, который для этого явился из Израиля. Потому что, оказывается, ЮКОС более всего был в этом заинтересован. Толстые намёки на это обстоятельство в книжке Жореса Медведева содержатся, и, честно говоря, мне кажется, что вот эта версия является продолжением тех самых толстых намёков. Потому что обвинять государство Израиль... Ну пока государство Израиль не стеснялось устранять кого-либо из своих оппонентов, и использовало для этого более простые и эффективные методы. Это раз. Два — изготовление полония-210 требует специализированного производственного участка. То есть его либо делаешь много и постоянно, либо это дорогая игрушка. Так просто в школьной лаборатории его не получишь. И при всех утечках, которые были вокруг израильской ядерной программы, я нигде не встречал разговоров про отдельное полониевое производство. Более 90% полония в мире производит Россия. Как он мог туда попасть? А главное, зачем, кому бы это было нужно?
В последние годы вокруг трафика полония, кроме сюжетов, основанных на полицейском расследовании, были сюжеты заведомо фантастические, вроде истории полониевых накладных, которую опубликовала Sunday Times несколько лет назад, и это была какая-то феерическая по своей наглости и безграмотности фальсификация документов. Незаконный трафик полония методами Джеймса Бонда это, мягко говоря, лучше оставить режиссёрам очередной серии фильмов про агента 007. То есть вопросы возникают, но ответ достаточно очевидный, что в жизни такое не бывает.
С другой стороны, моя специальность — сомневаться. Поэтому я и хочу получить отчёт о том, как брали ткани, как проводились исследования, а пока это у меня вызывает сплошные сомнения. Главный аргумент, разумеется, это период полураспада, который требует на момент отравления каких-то феерических концентраций. У Литвиненко отравление зафиксировали сразу, меньше чем через месяц после смерти. Здесь концентрация падает на несколько десятков порядков, и это как-то делает маловероятным обнаружение следов этого полония. И даже если там сохранились следы каких-то более долгоживущих следов полония, которые были в этой смеси, это значит, они менее активны, и сигналов от них не так много. Опять-таки, выделить один альфа-излучатель на фоне других — это задача, методика для которой не очень отработана, и которую хотелось бы посмотреть в деталях до того, как говорить о результатах измерения.