То, что президент Украины Виктор Янукович едет в Москву за деньгами, без которых экономика его страны окажется в преддефолтном состоянии (по крайней мере, без масштабной помощи со стороны ЕС и МВФ), никто особенно и не скрывал. И ожидания украинского президента не были обмануты. Объем помощи, которую Москва выделяет Киеву, многие издания назвали беспрецедентным. 15 миллиардов долларов из средств российского Фонда национального благосостояния (ФНБ) будут инвестированы в украинские госбумаги. По словам российского министра финансов Антона Силуанова, часть денег будет инвестирована уже в этом году, другая часть – в следующем.
Кроме того, на итоговой пресс-конференции Путин заявил о подписании дополнения к контракту Газпрома и «Нафтогаза Украины», в результате чего цена на газ для Украины уже с 1 января следующего года будет снижена на треть – до 268,5 доллара за тысячу кубометров с нынешних 406 долларов. По предварительным оценкам, это обойдется Газпрому (а в конечном итоге, российскому бюджету) в 4-5 миллиардов долларов в год.
Участники переговоров не раз и не два подчеркивали, что вопрос вступления Украины в Таможенный союз не обсуждался, и все достигнутые договоренности – плод равноправного партнерства и взаимовыгодного сотрудничества. В чем для России выгода от этого сотрудничества, не совсем ясно. Приобрести в ФНБ бумаги весьма сомнительной (с точки зрения мировых рейтинговых агентств) надежности, рискнув сохранностью этих денег, можно было и без всякой Украины. Что до снижения цены на газ, которое дало повод одному из депутатов Рады от партии регионов сравнить Путина с Дедом Морозом, тут и вовсе выгоду искать бессмысленно.
При этом формально Януковичу никто не мешает на следующий день после своего возвращения из Москвы возобновить переговоры с ЕС об ассоциации и размерах помощи Украине, а с МВФ – о кредите. Однако все не так просто. Вице-премьер Украины Юрий Бойко почему-то решил, что новая цена на газ будет действовать для Украины до 2019 года. Однако Путин подчеркнул, что 268,5 доллара за 1000 кубометров – временное решение, которое со временем должно быть пересмотрено. Видимо то, насколько временным будет это решение, напрямую зависит от дальнейших шагов украинских властей. Да и Минфин России, пообещав купить украинских госбумаг на 15 миллиардов долларов, вовсе не гарантирует, что будет держать их до погашения, а не избавится от них через месяц.
Одним словом, Кремль, видимо, считает, что полностью контролирует ситуацию, и в случае, если на Украине все начнет развиваться не так, как планируют в Москве, можно будет все переиграть. Но это иллюзия. Продать украинские госбумаги без существенных потерь в обозримом будущем не получится. Да и цену на газ Газпрому вернуть уже не удастся ни при каких обстоятельствах.
Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Климентьев