В момент, когда Владимир Путин задорого покупал украинского президента Януковича, Кремль, похоже, одержал еще одну дипломатическую победу. Западные дипломаты впервые дали ясно понять представителям сирийской оппозиции: диктатор Асад может остаться у власти в будущем. Иорданский корреспондент агентства Reuters сообщил это, ссылаясь на свои источники среди оппозиционеров. По его данным, на проходившей в Лондоне 13 декабря встрече «Группы друзей» Сирии (в группу входят 11 государств — США, Великобритания, Франция, ФРГ, Саудовская Аравия, Катар, Турция, Египет, Иордания, Италия и ОАЭ) было заявлено, что Запад отказался от задачи сместить Асада. «Наши западные друзья дали понять в Лондоне, что Асаду нельзя позволить уйти сейчас, так как, по их мнению, это приведет к хаосу и захвату контроля (в Сирии) исламистскими боевиками», — сообщил корреспонденту представитель оппозиции. Мало того, по его словам, некоторые западные страны, «похоже, даже не возражают, чтобы диктатор снова баллотировался».
Совершенно очевидно, что главной целью Запада становится недопущение к власти в Сирии групп, ассоциированных с «Аль-Каедой». Новый подход может означать, что конференция по мирному урегулированию, которая должна открыться 22 января, рискует не состояться вовсе. Ведь еще недавно уход Асада был главным предварительным условием участия оппозиции в этой конференции. Кроме того, по этому вопросу нет единства и среди «друзей Сирии»: Саудовская Аравия и Турция продолжают настаивать на уходе Асада. Эр-Рияд, демонстрируя свое недовольство сменой приоритетов, направил в Лондон лишь дипломата невысокого ранга.
В то же время происходящее обеспечивает сближение позиций Запада и России, которая в течение всех трех лет гражданской войны блокировала в Совете безопасности введение санкций против сирийского режима. Его сохранение в том или ином виде является важнейшим приоритетом Кремля. При этом, если верить собеседникамReuters, Москва совсем не зациклена на сохранении лично Асада в его должности. Аафак Ахмад, в прошлом высокопоставленный сотрудник сирийских спецслужб, который поддерживает контакты как с американскими, так и с российскими представителями, заявляет: для Москвы принципиально, чтобы армия и спецслужбы остались под контролем алавитов, которые имеют многолетний опыт борьбы против исламских экстремистов.
Так на наших глазах Запад отказывается от окончательно дискредитировавшей себя концепции «смены режимов». Она сложилась во времена президентства Буша. Тогда неоконсерваторы, опьяненные американской военной мощью, вознамерились в начале 2000-х обеспечить силовую демократизацию Большого Ближнего Востока. США свергли режим Саддама Хусейна и оккупировали Ирак. Однако в результате эта страна превратилась отнюдь не в региональную «витрину демократии», а в главный центр исламского терроризма. Несколько позже коалиция стран НАТО свергла Муаммара Каддафи в Ливии. Последствия были такими же: жертвой террористов стал американский посол в этой стране. Наверное, одно из главных противоречий современного мира заключается в том, что абсолютная военная мощь Запада далеко не во всех кризисах может надежно обеспечить его интересы. Стоило Бараку Обаме заикнуться о возможности военного наказания сирийского режима, как и он сам, и американский народ вместе с ним испугались возможности новой бессмысленной войны с непредсказуемыми последствиями.
В этой ситуации Кремль выглядит очевидным победителем. Не Путин ли на каждом перекрестке требовал не допустить иностранного вмешательства в Сирии? И вот теперь Запад вроде согласился с этим. Штука однако же в том, что в Кремле уверенно ставят знак равенства между иностранным вмешательством и любыми попытками граждан конкретной страны избавиться от своих авторитарных правителей. Фактически Москва отстаивает право каждого диктатора делать с народом своей страны все, что ему заблагорассудится. А так называемые дипломатические победы Путина в этой сфере — результат ошибок западных лидеров и их слабости.
Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Почуев