Итоги года. С верой в Деда Мороза
Главное событие года получилось действительно как новогодний подарок. Ведь чем новогодний подарок отличается от просто подарка или просто сюрприза? Тем, что под Новый год происходит то, чего, казалось бы, просто не может быть. И кроме как Дедом Морозом происшедшее никак не объяснить. Я, конечно, далек от сравнения Путина с добрым волшебником и не хочу кощунственно уподоблять его замечательному старику с мешком подарков и белой бородой, в которого искренне верят миллионы детей. Но ведь и то правда, что поверить в освобождение Михал Борисыча было совершенно невозможно.
Его срок казался пожизненным, мстительность Путина бесконечной. И стало быть, пребывание в тюрьме одного фактически равнялось пребыванию в Кремле другого. И пускай Ходорковский на десять лет моложе, но ведь тюрьма не Кремль. Так что ощущения были в этом деле самые пессимистичные. Ходорковского не зря же называют и символом всего путинского правления, и символом произвола и беззакония в частности. А борьба за его освобождение считалась почти столь же благородной, но и столь же туманной в перспективе, как борьба за освобождение страны от нынешней власти.
Конечно, некоторым кажется, что крах режима — это вопрос пары месяцев. Но большинство настраиваются на долгий процесс. И таких людей не назовешь пессимистами. Скорее жизнь научила нас быть вот такими реалистами.
И тут такой сюрприз! За который и не знаешь толком, кого благодарить. Собственно, потому я Деда Мороза и вспомнил. Не Путина же благодарить, правда? И при всем уважении к Геншеру или Меркель — не их же? Если бы Геншер и Меркель могли так легко решать самые больные вопросы нашей жизни! Может, Олимпиаде сказать спасибо? Как ни забавно, но праздник спорта действительно помог. Но ведь не он, точнее, не она одна…
Знаете, когда в конце года я по заданию редакции пишу очередной вот такой текст, то сажусь и проглядываю свои заметки, статьи коллег, всевозможные рейтинги за уходящие 12 месяцев. Не потому, что память короткая. Просто хочется получить сумму взглядов. И вот что, например, выдал нам «Яндекс». События года, вызвавшие наибольший интерес. Считали еще до освобождения Ходорковского, но тем не менее. Два главных события года: развод Путина и падение челябинского метеорита — вот что больше всего взволновало людей.
А мы-то перед началом года рассчитывали хоть на какие-то реальные перемены. Что гражданские усилия выльются во что-нибудь путное. В результате — метеорит и развод. А гражданское движение можно наблюдать в соседнем Киеве. И думать: почему у них Майдан на главной площади, а у нас на главной площади — Чемодан? Главным спонтанным проявлением стал выход десятка (не десятков, а именно десятка) тысяч москвичей на Тверскую и окрестности в день приговора Навальному. Ничего эмоционально более сильного не было (впрочем, Марш против подлецов в январский мороз был тоже хорош!).
В плане организованного сопротивления самым сильным впечатлением стали выборы в Москве, где Навальный набрал процент, тоже казавшийся невероятным. Но ни на улицах, ни в плане организованной неуличной борьбы ничего серьезного за год больше не произошло. Показалось даже, что страна вернулась года на три назад. Когда мы тоже говорили, что глухое недовольство растет, страна сползает в тухлый застой, но пока есть водка и колбаса в магазинах, ничего реально не поменяется.
Сейчас признаки экономической, инфраструктурной и социальной деградации еще заметнее. Деятельность депутатов, странноватых священников РПЦ, всяких мракобесов, гомофобов и прочих дураков приняла такой размах, что жизнь и анекдот почти поменялись местами. Наша рубрика «Капля желчи» под угрозой. Потому что в ней достаточно просто публиковать указы, законы и стенограммы официальных мероприятий — и вы сможете хохотать до упаду. Заметили, что даже анекдотов про власть нету? Потому что она стала пародией на саму себя.
Но время-то идет. Хочется не только смеяться, но и успеть еще пожить в нормальной стране. Чего нам ждать? Пока водка и колбаса пропадут с полок? Пока все развалится настолько, что ржавая вода потечет не только у Путина в отдельные редкие минуты, но и у всех и всегда? Ждать, когда государство не сможет платить пенсии, банки лопнут, рубль рухнет, нефть подешевеет до уровня раннего Ельцина или позднего Горбачева? Чтобы уже самому распоследнему жвачному животному, вперившемуся в телевизор, стало понятно, что пора отрывать свой зад от дивана? И тогда мы устроим свой Майдан? Честно говоря, доводить до такого не хотелось бы. Ведь и Майдан — не только массовое проявление гражданского самосознания, но и некий жест народного отчаяния. А наш отчаявшийся народ таких дел понаделать может!..
Ну так, может, нам следует ждать высочайшей милости? Вот ведь выборы в Москве провести дали? Дали. Добрый Путин отпустил Ходорковского, отпустил Навального, и даже Людмилу Путину — тоже отпустил на волю. Амнистию вон устроил, «гринписовцев» пожалел, Pussy Riot пожалел почти по-отечески. Может, и весь наш народ пожалеет да отпустит? В честь Олимпиады. И не придется брать наши Бастилии штурмом, чтобы освободить всех «болотников» и сотни других, осужденных невинно…
Нет, таких милостей мы не дождемся точно. Милости эти оказываются нашим хитрым правителем, как раз чтобы сбить накал и дать ложную надежду, что и без наших усилий всё само собой как-то разрешится к лучшему.
Заслугу в освобождении Ходорковского мы действительно вряд ли можем приписать себе. Но все же! Если бы борьбы за его освобождение не было, если бы порядочные люди не напоминали о нем ежедневно, то и не стало бы это имя символом в России и за рубежом. И самой этой «проблемы» у власти не было бы. Поэтому пускай 2013 год не стал счастливым поворотом к лучшему, но это не повод грустить и опускать руки. Наоборот. Пусть каждый приличный человек на своем месте, как может, противостоит мерзости вокруг него. Пусть рядом с ним окажется еще на пару больше человек, которые перестанут быть равнодушными. И тогда, я уверен, нас еще ждут приятные сюрпризы. Когда нам от нечаянной радости снова только и останется, что поверить в Деда Мороза. А на самом деле — в себя! Ведь взрослые-то люди точно знают, что самые лучшие, самые желанные подарки под елку своим детям кладут они, а не мифические волшебники. Устроим чудо самим себе! Можете считать это тостом.
Фото ИТАР-ТАСС/ EPA