Вся эта история с «Дождем» замечательно иллюстрирует еще одну вещь. Поведение нашего частного бизнеса. Вот всех этих кабельных операторов и интернет-провайдеров, которые дружно кинулись наперегонки отключать канал от своих сетей.
Это вообще великолепная идея. Прокуратура проводит проверку, но ничего особенного не находит. Роскомнадзор изучает – но находит основания лишь нестрого пожурить. Глава государства молчит, пресс-секретарь бурчит, депутаты гонят волну, но волну они гонят каждодневно, и мало кто принимает их гоньбу всерьез. То есть государство и власть как бы и ни при чем. Они недовольны, но не до такой степени, чтобы прибегать к репрессиям. Или даже затевать «спор хозяйствующих субъектов». Всю грязную работу начальство сделает чужими руками. Причем руками независимыми, частными.
Руками тех самых распространителей контента, которые сначала этот контент с удовольствием распространяли, а потом перестали распространять. Им просто «разонравилось». Или в них, рассылавших подписчикам канал «Русская ночь» или Hustler, вдруг проснулось что-то высокоморальное. Наверное, кому-то прямо «намекнули», что надо бы «Дождь» обесточить. И этот сценарий чудесно иллюстрирует то, как наш бизнес усвоил путинские правила. Не лезьте в политику, не мешайте власти, делайте, что прикажут – и тогда гребите лопатой свои миллионы. Конечно! Когда, кроме упомянутых эротических каналов, можно поставлять народу десятки других каналов со жвачкой для глаз и мозгов – чего упираться из-за какого-то «Дождя»? Мы ничего не теряем, а жить так гораздо спокойнее. Готовность бизнесменов беспрекословно выполнить даже не приказ, а рекомендацию – это большое достижение правления Владимира Владимировича.
Но я уверен, что рекомендации давали не всем. Быть может, лишь самым крупным фирмам, вроде газпромовского НТВ+. Но дальше сработало то, что срабатывало в 30-50-е, когда все как один подписывали письма, клеймили позором, требовали расстрелять, как бешеных собак, или осуждали, хотя не смотрели и не читали. Люди опережают начальственную прихоть, стремятся угодить заранее, смешаться с верноподданнической толпой и, задрав штаны, бежать за комсомолом.
Мы вот говорим, что государство душит страну и ее экономику, что нам нужна частная инициатива, что частный собственник более независим, более здравомыслящ, руководствуется не идеологической белибердой, а интересами дела. Ну и что же мы видим? Мы видим дружный экстаз этого частного бизнеса, готового идти и против собственной выгоды, и против репутации, и против клиентов – зато угодить властям. Впрочем, такой бизнес наверняка скажет, что спасает себя как раз в своих интересах, в интересах большинства клиентов и что репутация его только укрепится в глазах этого большинства.
Мы видим все это и понимаем, что в стране нет не только полноценного гражданского общества, но и нормального частного бизнеса. Все это не может не радовать нас и заставляет оптимистично смотреть в будущее.